Окружающий мир говорит мне : «Худей!» Явно или скрыто, но навязчиво и отовсюду я слышу этот призыв. На почту приходят письма с рекламой индивидуальных диет, в инстаграме на меня подписываются аккаунты с лозунгами «ХВАТИТ БЫТЬ ТОЛСТОЙ», подруги репостят записи из паблика 40 кг. Ксения Бородина с упаковки своей программы диеты как бы намекает, и в конце концов мама открыто говорит : «Ой, чьи это у нас щечки...» В такой обстановке даже не имея лишнего веса можно подумать, что он все-таки есть.
«Похудением головного мозга» я заразилась на втором курсе университета. Несчастная любовь, недовольство собой и юношеский максимализм — все это привело меня к твердому решению НЕ ЕСТЬ. На обед только супчик, на ужин только салатик. А что же на завтрак? Ах, да, конечно, яблочко. Как говорила героиня фильма «Дьявол носит Prada»: «Ещё пару приступов гастрита и я у цели».
Действительной необходимости так голодать не было: мой индекс массы тела всегда колебался между недостаточным и в норме. Но тут я заметила одно интересное обстоятельство: самую аппетитную комплекцию я приобрела именно в то время, когда отчаянно пыталась похудеть. В чем секрет?
Похоже, в том, как я относилась к себе и к происходящему. «Вы должны выкинуть из головы эту идею. Хотя бы временно. У людей получается то, что они мысленно обесценивают» — отвечает психолог Михаил Лабковскийна вопросы про навязчивые идеи. И хотя речь шла о замужестве, в моем случае это тоже оказалось справедливо. Однако сила мысли — это не просто устоявшееся выражение. Наше отношение к похудению непосредственно и совершенно конкретно влияет на физиологию процесса. Давайте разбираться.
Про адреналин и «сейчас бы сладенького»
Диетолог-эндокринолог Наталья Фадеева в своей книге «У ребёнка лишний вес» говорит, что при нарушении пищевого поведения по эмоциогенному типу переедание является реакцией на стресс, психоэмоциональное напряжение или волнение. Стимулом к приему пищи становится не физиологический голод, а эмоциональный дискомфорт.
Дело в том, что в каждый момент времени наше тело, опираясь на получаемую информацию, принимает решение о том, каким топливом пользоваться. Видов топлива всего два: глюкоза («сахар») и жир. Белки в этом качестве напрямую не используются. Они расщепляются на аминокислоты, которые затем превращаются в глюкозу, и тело
может использовать ее в качестве топлива (энергии). Энергия нужна для всех действий: ходить и спать, смеяться и моргать.
Если мы находимся в состоянии стресса, в организме тут же происходит выброс АДРЕНАЛИНА. Адреналин, один из гормонов стресса, который сообщает каждой клетке тела, что ваша жизнь в опасности, и готовит вас к борьбе или бегству. Однако
адреналин может вырабатываться даже тогда, когда вы просто нервно перебираете в голове вопросы: «Что я буду есть сегодня? От чего откажусь?» или «Сколько я сегодня потренируюсь?». А некоторые мысленно сразу переносятся к вечеру: «Господи, уже среда, а я еще не была в спортзале!» И т.д.
Про кортизол и последствия
Пока я подсчитываю калории в своем салатике, пока вы называете своего ребенка «милым пухличком», адреналин уже делает свое «грязное» дело. Но и это только начало, потому что сразу за адреналином в игру вступает его соучастник КОРТИЗОЛ.
Кортизол — это гормон долговременного стресса. Исторически единственным долговременным стрессом, с которым сталкивались люди, была нехватка пищи. Долговременный стресс принимал форму наводнений, голода и войн. В такие времена человек не знал, когда в следующий раз поест. В современном мире долговременный
стресс больше связан с финансовыми вопросами и отношениями, неопределенностью и тревогой о здоровье, в том числе о лишнем весе.
Длительное по времени повышение уровня гормона кортизола (это основной антистрессовый гормон) стимулирует фермент липопротеинлипазу жировой ткани. Под его воздействием жира образуется больше.
Кортизол также приводит к снижению чувствительности клеток к гормону инсулину. Рецепторы клеток не чувствуют инсулин, поэтому его вырабатывается все больше и больше. А инсулин — это основной гормон, образующий жир из глюкозы. Соответственно, жира образуется также все больше и больше. Этот же процесс есть не что иное, как хайвэй ту (хэл) сахарный диабет второго типа. Страшно? Ещё бы!
Подводя итоги
Мое решение резко и радикально отказаться от сладкого и вообще от нормальной еды безусловно было стрессом для организма. Он решил, что я в опасности или переживаю трудные времена (голод). Адреналин был выпущен на волю. Под воздействием гормона стресса сразу жутко захотелось съесть чего-нибудь шоколадного или с кремом (больше, чем в нормальном состоянии). Этим объясняется то, что люди на диетах совершают не характерные для себя поступки, например съедают однажды вечером целый торт, который не влез бы в них при других обстоятельствах.
Вы думаете, что вы на диете и все хорошо, а ваш организм думает, что все очень плохо и надо срочно искать еду. Часть мозга, отвечающая за подсознание, древнее, и ее команды будут исполняться первыми. Вот почему не стоит корить себя за тот торт.
Пока адреналин на свободе, организм отправляет ему в противовес кортизол. Кортизол начинает судорожно образовывать жировые ткани — ведь в мире голод. Далее под воздействием нарушенного пищевого поведения в организм попадает дополнительная доза глюкозы (вместе со злополучным тортом). В противовес глюкозе выделяется инсулин. И вместо того, чтобы отбить атаку глюкозы и также быстро исчезнуть, инсулин остается в крови (ведь из-за кортизола вы к нему не чувствительны).
Таким образом инсулин начинает помогать и без того старательному кортизолу строить жировые ткани.
Выход есть
Мода переменчива. То хорошо бы быть плоской Кирой Найтли, то, глядишь, надо срочно качаться, чтобы быть похожей на Ким Кардашьян. Но здоровье — это классика, которая из моды не выходит.
«На работу нервной системы влияет то, как мы двигаемся и занимаемся спортом, что едим и о чем думаем. А также то, как подсознание реагирует на наше взаимодействие с другими людьми и жизнь вокруг. Большинство людей считают, что, чтобы стать здоровее, им нужно сбросить вес. Я считаю, что все наоборот: чтобы сбросить вес, надо стать здоровее, — и подхожу к похудению с этой точки зрения,» — считает ведущий австралийский специалист по питанию Либби Уивер.
Это не значит, что нужно совершенно расслабиться насчет своего тела, не переживать за ребенка, склонного к полноте. Просто не нужно заниматься саморазрушением. Лишний жир — это серьезный враг, бороться с которым необходимо как с эстетической точки зрения, так и с медицинской. Но пока он у вас есть, он часть вашего тела — и вам придется относиться к нему с уважением.
Начинать нужно не с похудения, а с оздоровления. Это единственный верный способ прийти в хорошую форму. Что конкретно нужно делать, я напишу в следующей статье. А пока предлагаю выдохнуть и пригласить на званый ужин свою старую знакомую парасимпатическую нервную систему.
P.S. На такой ужин, на котором вы действительно будете ЕСТЬ.
Книги на эту тему:
1) У ребенка лишний вес? Книга для сознательных родителей и их детей
2) Синдром белки в колесе: как сохранить здоровье и сберечь нервы в мире бесконечных дел
Автор: Наталья Тенцер