Найти в Дзене
Морри

Чужие вещи или как спровоцировать духов на нападение, часть вторая

ссылка на первую часть

В дополнение к основным правилам, которые говорят о поведении, угрожающем нарушить правильный порядок вещей, (существуют) прочие правила, определяющие этот верный порядок для всех, кто населяет мир. Поскольку духи, tew, сильнее и могущественнее людей, они не должны, за исключением необычных обстоятельств, охотиться на людей или использовать их в своих интересах.

Но они хотят этого, согласно своей природе.

И точно так же люди не должны без разбора и без меры убивать животных или использовать растения. Это относится ко всем животным и растениям, неважно, вступают ли они в контакт с людьми в джунглях или живут с ними в деревне.

Но люди делают это время от времени.

Когда это происходит, правильный порядок вещей нарушен; в равной степени это может быть причиной либо признаком такого нарушения.

Дым от тлеющих крыш убил и отогнал множество москитов. Ещё стояла ночь, когда они, недовольные, убрались прочь из деревни в свой лесной лонгхаус. Было слышно, как они громко бранятся в темноте.

Но дым сделал еще одну вещь – его запах разбудил шамана, живущего ниже по течению реки.

Когда ночь уступила место следующему дню, как это всегда бывает, шаман вошел в деревню и увидел людей, которые были истерзаны и обескуражены тем, что произошло.

Это не было хорошо и не было правильно, и никуда не годилось.

– Москиты напали на нас, – сказали люди. – Сегодня мы пойдём в джунгли, найдём их лонгхаус и сожжём его.

Они были очень сердиты, ведь москиты пришли туда, куда их вовсе не приглашали!

Нет ничего дурного в том, что они охотятся на людей и пьют человеческую кровь, когда встречают человека в лесу, но деревня – не то место, где они могут и должны находиться.

– Вам не следует этого делать, – возразил шаман. – И здоровому человеку нужно быть осторожным, выходя в джунгли, а вам и вовсе не стоит туда отправляться.

Люди в деревне были так разозлены, что им не хотелось его слушать – ведь не москиты, а тью ночью пили их кровь. Нет ничего проще, чем узнать человека, nyawa которого повреждена. Он не находится с ней в гармонии, потому что целая вещь не может сохранить гармоничную связь с поврежденными. Испорченное всегда стремится отделиться от целого, а потому, если вовремя не вылечить то, что было ранено, человек распадется и смерти не избежать.

Если ранить тело, тело истекает кровью.

Если ранить дух, он теряет искру и больше не хочет быть силой, связывающей части человека воедино.

Если ранить naseng, больше невозможно совершать правильные поступки.

Если ранить nyawa, она истекает горем и гневом, и ты больше не можешь это контролировать (в оригинале – этим владеть, быть этому хозяином).

Но, поскольку шаман тем и отличается от всех других людей, что умеет справляться с такими вещами, он сделал вот что: колокольчики зазвенели, затанцевали синие и красные ленты, появился ветер и заставил ветви деревьев трястись. Он начал и закончил свою песню, и никто никуда не пошёл.

– Это я отправлюсь сегодня в джунгли, – сказал шаман. – Мой брат постережёт вас, чтобы вы не наделали глупостей, пока я буду искать кровь, которую забрали у вас духи.

Сказав это, он ушел вслед за москитами, примечая следы, оставленные ими по пути.

Люди же остались в деревне, со страхом глядя на огромного крокодила, который выполз на край поля и неподвижно лежал на земле, наблюдая за ними.