Приветствую, уважаемые читатели!
В шоу всегда есть место спорту и наоборот. По поводу шоу я недавно рассуждал в своем блоге, в комментариях было много как негативных, так и позитивных эмоций. Однако обойти стороной Кена Блока я не мог, т.к. последнее время его творчество связано с моделями Форд очень плотно. Трюки очень запоминающиеся, пускай и часто сняты с десятого дубля. Но мне бы хотелось обсудить ровесника Кена, который нашел свой путь в автоспорте и этот путь был просто блестящим. Имя этого человека Colin McRae. Да, Колин - это далеко не шоумен, это настоящий спортсмен, которому не давали возможность «переснять» и «отредактировать» свои победы, а также горькие поражения. Он шел к своей мечте уверенно и постепенно.
Родившись в семье автослесаря, мотогонщика, а затем и автогонщика Джимми Макрея, беззаветно преданного культу скорости и тратящего на своё увлечение каждую минуту своего свободного времени, мальчишке сложно остаться равнодушным к рёву моторов и духу соревнований.
Изначально юный шотландец был увлечён мотогонками, заимствовал, порой, без ведома отца его мотоцикл, а затем стал участвовать в соревнованиях, показывая неплохие результаты. Колин много времени проводил в мастерской, помогая отцу с ремонтом и подготовкой мотоциклов и автомобилей к гонкам. Затем он перенял страсть к авторалли. Уже в 16 лет он участвовал в любительских соревнованиях на автомобиле Hillman Avenger, купленном на свои деньги и подготовленном своими руками. На следующий год он приобрёл Talbot Sunbeam, начал показывать отличные результаты и стало понятно, что у парня огромный потенциал.
Стиль его вождения отличался бескомпромиссностью, каждый вираж Колин проходил на пределе - именно так, по его мнению, можно было добиться победы, а других результатов он не принимал. Кроме того, он не скрывал, что ему нравится производить впечатление на зрителей. Этот максимализм сохранился у шотландца до последней гонки, в которой он принял участие.
Колин Макрей дебютировал в мировом чемпионате в возрасте 18 лет на Vauxhall Nova 1300 кубов. В 1988 году Джимми Макрей получил свой пятый титул, а Колин приехал 9-м в общем зачёте и выиграл в своем классе в кубке Великобритании. В 88 году ему предложили выступать на Peugeot, а затем на Ford Sierra XR 4x4. В конце того же года Колин уже обошел своего отца на одном из этапов национального первенства и стал победителем гонки.
Макрей ехал на пределе. Порой это приносило достойный результат, иногда же вело к вылетам и серьёзным повреждениям машины, что напрямую сказывалось на его бюджете, ведь на тот момент у него не было серьезного спонсора. К концу 90-го года Макрей не заключил нового контракта, казалось, ему придётся отступить. Но в итоге поступило судьбоносное предложение от Subaru.
Несмотря на крохотную зарплату, Макрей был счастлив. Он выступал за одну из лучших команд и больше не беспокоился о ремонте автомобиля. В результате в 1991-м молодой гонщик стал чемпионом Великобритании, а в 1992-м он выиграл все 6 этапов кубка Британии и параллельно выступал на мировом чемпионате, впервые взойдя на вторую ступень подиума в Швеции и став восьмым по итогу сезона WRC. В первой гонке 1993 года он стал вторым, во время второй гонки, несмотря на множество серьёзных вылетов с переворотами через крышу, Колин таки занял 7 место, а первая победа в мировом первенстве, произошла в Новой Зеландии и принесла ему 5 место в чемпионате 93-го года.
В 1994 партнёром по команде стал Карлос Сайнс, бывший на тот момент двукратным чемпионом мирового первенства, и команда пересела с Legaсy на теперь уже легендарную Impreza, благодаря которой Колин дважды взошел на первую ступень подиума и стал четвёртым по итогу чемпионата.
Половина сезона 1995-го года сопровождалась техническими проблемами с двигателем. Затем опять победа на полюбившейся трассе в Новой Зеландии. Перед ралли в Испании у Макрея было небольшое отставание от партнёра по команде Карлоса Сайнса, ему было предложено уступить, дабы сохранить командное преимущество. Колин был в бешенстве, ведь это предпоследняя гонка сезона и всё могло решиться уже тут, но отец убедил его, что работа в команде важна, и Колин уступил. Сайнс стал первым, Макрей вторым.
Последняя гонка сезона должна была состояться в Англии, и Колин был настроен более чем решительно. Несмотря на проколы и ремонты прямо на трассе, Макрей получил огромную поддержку от публики и не разочаровал болельщиков. Он уверенно пришел первым, оставив второе место Сайнсу, а третье Ричарду Бёрнсу, еще одному гонщику на Subaru. Колин стал самым молодым чемпионом мира и первым чемпионом WRC из Великобритании, за что и получил Орден Британской Империи, а команда Subaru победила в кубке конструкторов. В том же году, его брат Алистер Макрей стал чемпионом Англии по ралли.
В 1996 году, главным соперником стал Томми Мякинен на Mitsubishi Lancer. Серия аварий хоть и была по статистике в рамках средней для гонщика, стала причиной клички «Колин Маккрах», ведь внимание к чемпиону куда более пристальное. Но три победы привели его на второе место по итогу чемпионата.
В 1997 году с новым штурманом Колин опять становится вторым, уступив Мякинену всего одно очко в силу его прошлогоднего чемпионства. В 1998 кроме Мякинена Колин пропустил к подиуму и Карлоса Сайнса, заняв по итогу чемпионата 3-е место.
1999 год обещал стать судьбоносным, шотландец получил приглашение от Ford выступать на новом Focus. У него была возможность принять участие в конструировании машины, а гонорар в 3 млн долларов в год сделал его самым высокооплачиваемым гонщиком ралли. Первая гонка сезона в Монако привела к дисквалификации за запрещенную помпу, хотя Колин и выиграл три спецучастка и был на 3-ем месте. Затем две победы: в Африке и в Португалии, 12 сходов из 13 стартов и в итоге лишь 6-е место в чемпионате.
В 2000 году у Макрея было две победы и еще 4 подиума, но на ралли Корсики случилась серьёзная авария: ошибка в повороте на серпантине, автомобиль упал со скалы на крышу. Около часа штурман и фитнес-инструктор Колина вытаскивали его из искорёженной машины, никто не решался помочь, так как вокруг было разлито топливо. Лёжа в больнице, Колин строил планы на следующую гонку в Санремо, которая должна была состояться уже через три недели. На ней он стал шестым, в итоге – 4 место в чемпионате.
В 2001 году три победы подряд сулили очередной кубок. Автомобиль был идеальным, а ошибки гонщика стремились к нулю. Но на ралли Великобритании Колин совершил судьбоносную ошибку, которую так себе и не смог простить. В скоростном повороте он задел холм на обочине и, несколько раз перевернувшись, вылетел с трассы. Автомобиль был уничтожен. Набранных очков хватило на второе место чемпионата.
В 2002 у Ford Focus не случалось неполадок, Макрей стабильно входил в пятёрку финишировавших, но снова вылетел с трассы, сломав ногу, рёбра и мизинец, что не помешало ему приехать на следующей гонке шестым. Затем две победы подряд, благодаря которым он стал первым раллистом, выигравшим 25 гонок в мировых турнирах. В итоге – 4-е место в чемпионате.
В 2003 наш герой решил попробовать себя в Citroën на новом Xsara WRC. Автомобиль был очень быстр и надёжен. Сезон начался со второго места. Макрей признавал, что, возможно, это - лучшая команда, с которой ему приходилось иметь дело. Тем не менее, у него были сложности, связанные с менталитетом французов и знанием языка. Несмотря на достаточно высокие места и полученный Кубок Конструкторов, контракт с Колином не был продлён. За 10 гонок он не поднялся выше 4-го места.
Таким образом, в 2004 Колин остался без контракта в ралли, но получил предложение поучаствовать в 24 часах Ле-Мана на Ferrari. Его экипаж стал третьим в классе и девятым в общем зачёте.
В 2005 Макрей участвовал в ралли Париж-Дакар за команду Nissan. Несмотря на то, что Колин шел вне зачёта, он одержал победу в двух этапах, а на следующий год, лидируя, разбил машину.
В 2007 году на легендарном фестивале скорости в Гудвуде, Колин презентовал автомобиль собственной разработки - Mcrae r4.
2,5-литровый мотор мощностью 350 л.с. при максимально облегченном кузове делал этот автомобиль идеальным для ралли и ралли кросса на любом типе поверхности.
Разумеется, имя Колин Макрей у всех автолюбителей мира также связано с компьютерной игрой, в разработке которой раллист принимал непосредственное участие, дабы сделать её максимально реалистичной, интересной и красивой.
Конец истории многим известен и безмерно печален. 15 сентября 2007 года вертолёт Eurocopter Ecureuil, принадлежавший Колину Макрею, потерпел крушение севернее Ланарка, Шотландия, недалеко от своего собственного дома Макрея. По официальной информации, вертолётом управлял Макрей. На борту были сам гонщик с пятилетним сыном Джонни и два его друга, один из которых летел с малолетним сыном. Все они погибли…
Официальный сайт Колина был закрыт и под этим же доменом появилась мемориальная страница, на которой были опубликованы подробности и факты о случившийся катастрофе, а чуть позже отец Колина Джимми дополнил эту страницу посланием от всей семьи. К концу сентября книга пожеланий и соболезнований превысила 50700 записей. Похороны Колина и его сына прошли исключительно в семейном кругу.