Найти в Дзене
DmitryCD

Мартин Смит: популярный художник, имени которого никто не знает.

На автомобильных дизайнерах лежит колоссальная ответственность. Огромная армия фанатов каждой марки, пристально следит за малейшим изменением во внешности полюбившихся моделей. Каждый рестайл, каждое новое поколение и каждая новая модель, помимо привлечения новых почитателей и положительных отзывов, вызывает бурю негодования у ретроградов и блюстителей классических, полюбившихся форм. Одни дизайнеры не способны идти на компромиссы и рубят корни без сожалений, другие чтут традиции прошлых поколений и предлагают нео-ретро, третьи стараются найти золотую середину и создать автомобиль, способный вызвать положительную реакцию как у постоянных клиентов марки, так и у автомобилистов, находящихся на распутье.

А сегодня будет рассказ о создателе основополагающей, на сегодняшний день, концепции дизайна автомобилей Ford – Кинетики. Её создатель, Мартин Смит, родился в Англии в 1949 году и с самого детства знал, чем хочет заниматься. Учась в школе, он написал письмо дизайнеру компании Mini Алеку Исигонису, с вопросом как ему стать автомобильным дизайнером, и получил одобряющее ответное письмо с советами на будущее. Для воплощения своей мечты Мартин выучился на инженера в Ливерпульском университете, а затем окончил Лондонский Королевский колледж искусств со степенью магистра.

-2

Первый опыт Смит получил в Porsche в 1973 году, затем работал в компании Ogle Design, где занимался дизайном коммерческого транспорта до 1977 года. В 1977 он успел поработать на Audi, затем на BMW, однако быстро вернулся в «четыре кольца», где и проработал все 80-е и большую часть 90-х годов. Среди важных достижений Мартина Смита можно выделить мускулистые формы Audi Quattro, до неузнаваемости изменившие внешность куда более скромной гражданской Audi Coupe. Затем, заняв должность главы дизайн-студии Audi в головном офисе, он приложил руку к созданию уже легендарных Audi 80 1986 года и Audi 100 1982 года. Мартин Смит настаивал на лучшей аэродинамике и более округлых формах, нежели у вовсе прямоугольных предшественников, а также сохранения фирменного стиля у этих двух автомобилей разного класса.

-3

Еще одной знаковой работой Смита стал концепт-кар Audi Avus quattro 1991 года. Полностью алюминиевый спорткар с 12 цилиндровым W-образным двигателем наделал шуму на международном Токийском автосалоне. Последней работой для Audi стал салон Audi TT, в тот момент Мартин Смит был руководителем отдела дизайна интерьера.

-4

В 1997 году Смит перешел в Opel, где получил должность директора по проектированию компактных автомобилей, а в 2002 году получил повышение до исполнительного директора по дизайну, где отвечал уже за внешность каждого нового автомобиля Opel. Благодаря Мартину Смиту невнятные и скучные Opel ушли в историю, и им на смену пришли Insignia Concept 2003 года, задавший новое направление в дизайне каждой модели Opel; Astra 2004 года, Zafira 2004, Corsa 2006 и паркетник Antara.

Но все эти модели вышли уже без него. В 2004 году Смита коварно переманили в европейское подразделение Ford на должность исполнительного директора по дизайну, где подчинялся он только вице-президенту головного офиса, с которым уже успел поработать над разными моделями Audi. Чуть позже к их команде присоединился «бежавший» из Opel вслед за шефом Стефан Ламм, получивший должность главного дизайнера кузовов. В таком составе они поставили себе чёткую задачу, которой планировали следовать, и ничто им не могло помешать. Именно эти люди и сформулировали философию Кинетического дизайна, или Энергии движения.

-5

Первой ласточкой был Ford SAV Concept, а ярким представителем, как вы помните, стал Ford Iosis о котором я уже рассказывал, а также Iosis X и Verve. Основной идеей Кинетического дизайна стали острые углы и объёмные поверхности, придающие ощущение динамики даже стоящему неподвижно автомобилю. Следуя этой концепции, были разработаны серийные Ford S-MAX 2006 года, Ford Galaxy 2006-го, Ford Mondeo 2007-го и Ford Kuga 2008-го. С 2010 года принята новая стратегия – Один Ford, в соответствии с которой автомобили марки Ford должны выглядеть как минимум похожими по всему миру, и Focus 2010-го создан в соответствии с новым вектором.

-6

Вероятно, подобные задачи были поставлены еще раньше, чем об этом было публично сообщено, так как с 2006 года Мартин Смит также отвечал за дизайн автомобилей Ford в Австралии, Китае и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Представленный же в 2011 году Ford Evos одновременно указал на развитие философии Кинетического дизайна и задал всем подразделениям концерна Ford новый вектор в рамках другой философии - Один Ford.

В 2014 году этот незаурядный и талантливый человек оставил свой пост в связи с пришедшим пенсионным возрастом, а ему на смену, из головного офиса, пришел Джоэл Пиасковски, руководивший отделом стратегического развития

-7

Мартин Смит никогда не отличался публичностью, но известно кое-что о его личных автомобильных пристрастиях. Сам он владеет красным Ferrari F430 Scuderia, и лишь по той причине, что ему не хватило денег на F458. Также он владеет Austin Healey и классическим Jaguar, а из всех Ford он выбрал Focus RS500.

Ну, и немного о современных авто: BMW со временем начали исправляться, особенно 7-я серия; Audi A5 Sportback и A7 выглядят великолепно; Porsche Panamera уродлива; любой Aston Martin становится великолепным спустя 30 лет; новый Bentley Continental не отличается от старого; Volkswagen Jetta слишком прост и незатейлив на фоне стильного Mondeo; хороши Skoda Yeti и Roomster.

За 41 год работы этот человек внёс столь огромный вклад в автомобильный дизайн, что, вероятно, еще наши внуки будут встречать на улицах автомобили, к созданию которых приложил руку Мартин Смит.