Вандомская колонна — старинное архитектурное сооружение эпохи Наполеона Бонапарта, расположенное на одноименной площади в первом округе Парижа. Она была возведена в честь головокружительных побед французской армии в военной кампании 1805 года. Торжественное открытие бронзовой 44-метровой колонны, украшенной рельефными изображениями и величественной статуей императора Наполеона I, состоялось в 1810 году. Сегодня она является главным украшением Вандомской площади, на которой находятся самые дорогие бутики и ювелирные магазины Парижа.
Строительство колонны, ее внешний вид
История Вандомской колонны начинается 1 января 1806 года. В этот день французский император Наполеон I издал декрет о возведении колонны, которая должна была увековечить военные победы французов над австрийскими и российскими войсками в 1805 году. Строительные работы были начаты летом 1806 года в самом центре Парижа на Вандомской площади, где незадолго до этого возвышался бронзовый памятник королю Людовику XIV. Наполеон хотел, чтобы Вандомская колонна не уступала по своему величию римской колонне Траяна. Авторами проекта он назначил известных французских зодчих Жана-Батиста Лепера и Жака Гондуэна.
Строительство колонны на Вандомской площади завершилось в августе 1810 года. Создатели уверяли, будто полностью отлили свое творение из пушек, захваченных французской армией у русских и австрийских войск. На самом же деле колонна была сооружена из камня и обложена бронзой только снаружи. Ее высота составила 44,3 м, диаметр — 3,6 м. Внешнюю поверхность строения архитекторы украсили 280-метровым спиральным барельефом с изображением сцен военных баталий 1805 года. Внутри колонны они установили железную лестницу из 176 ступеней, ведущую на расположенную на ее вершине обзорную площадку со статуей Наполеона.
Изначально Вандомскую колонну в Париже венчала бронзовая фигура Бонапарта, изображающая его в образе древнеримского императора. Однако после того как в 1814 году французская столица капитулировала перед войсками союзников, статую Наполеона в верхней части колонны заменили белым бурбонским флагом с лилией. Вскоре бронзовая фигура Бонапарта была расплавлена.
Судьба сооружения во второй трети XIX века
В начале 1830-х годов король Луи-Филипп отдал распоряжение вернуть на Вандомскую колонну статую Наполеона I. Так как старая фигура императора была окончательно уничтожена, ее решили заменить новой. В 1833 году на вершине сооружения появилась статуя Наполеона Бонапарта работы скульптора Серра. Мастер изобразил императора в его знаменитой двууголке, сюртуке, надетом поверх военного мундира, и с небольшой подзорной трубой в руке. Спустя 30 лет племянник Бонапарта Наполеон III выразил опасения по поводу того, что статуя его дяди может пострадать от часто идущих в Париже дождей и приказал перевезти ее в Дом инвалидов и установить недалеко от усыпальницы Наполеона I. Вместо нее на вершину архитектурного сооружения водрузили точную копию работы Серра.
Вандомская колонна вызывала неоднозначную реакцию в европейском обществе середины XIX века:
поклонники Наполеона I считали ее оплотом бонапартизма и символом могущества Франции;
немецкий поэт неодобрительно относился к ее существованию, будучи уверенным в том, что она пропагандирует милитаризм;
французский философ Конт неоднократно отрицательно высказывался о башне и требовал ее немедленного сноса.
Уничтожение и восстановление памятника архитектуры
По-настоящему трагические времена Вандомская колонна пережила в 1871 году. В столице разразилась Парижская коммуна, и народные массы стали активно поддерживать идею о разрушении архитектурного сооружения, прославляющего ненавистного им Бонапарта и его военные походы. 18 мая колонна вместе со статуей императора была снесена. Операцией по ее уничтожению руководил французский художник Курбе, провозглашенный мятежниками комиссаром по культуре.
После подавления Парижской коммуны и ареста ее руководителей власти страны приняли решение о восстановлении колонны на прежнем месте. Все расходы по реставрационным работам суд обязал оплатить Курбе, после чего тот остался без гроша в кармане и умер в нищете. Вершину восстановленного сооружения увенчали третьей по счету фигурой Наполеона, выполненной скульптором Дюмоном. Мастер постарался придать своей работе максимальное сходство с первоначальным вариантом статуи и изобразил Бонапарта в образе древнеримского императора с лавровым венком на голове и крылатой богиней победы в руках. Восстановленная Вандомская колонна сохранилась до наших дней. Сегодня она стоит на том месте, где ее когда-то возвел Наполеон, и радует гостей столицы своим величественным внешним видом.