Съёмки непрерывным планом подразумевают определённые сложности: длинные диалоги, хореография, особенности освещения и тяжёлые условия труда для каждого члена съёмочной команды. Чем длиннее кадр, тем сложнее достичь его идеального исполнения. Именно поэтому съёмка без монтажных склеек – особая форма искусства и визитная карточка некоторых режиссёров. Подобные эпизоды часто становятся самыми запоминающимися моментами фильма.
Что такое длинный план
Длинный план, по-другому — шот, — непрерывный кадр в фильме, снимающийся на одну камеру и длившийся дольше обычного. Если всё сделано правильно, то эти планы создают драматический или усиливающий эффект повествования. Многие считают, что это один из самых завораживающих приёмов в кинематографе.
Появление шотов
Длинный план появился давно, ещё в немом кино. После он активно применялся во многих фильмах французского кинорежиссёра Жана Ренуара, американских кинорежиссёров Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса. Но именно как изобразительный приём длинный план утвердился в картинах итальянского кинорежиссёра Микеланджело Антониони. Два советских кинорежиссёра тоже внесли свой вклад в историю шотов. Андрей Тарковский довёл мастерство длинных планов до совершенства, а Александр Сокуров снял одним планом целый «Русский ковчег».
Основной эффект длинных планов — имитация непрерывности человеческого взгляда, особенно в том случае, когда вместе с длинными планами используется движущаяся камера.
Все виды длинных планов создают у зрителя чувство присутствия в том месте, которое ему показывают. Эффект присутствия усиливается благодаря одновременному использованию движущейся камеры, поскольку её движение вызывает чувство перемещения в пространстве: зритель открывает пространство вместе с камерой. Эффект соучастия может также быть ослаблен использованием статичной камеры, которое создаёт у зрителя впечатление, что он смотрит на сцену, наблюдая за происходящим откуда-то извне, а не находится непосредственно на месте действия.
Между прочим, такие сцены часто встречаются в начале фильма. Данный эффект позволяет увлечь зрителя, тем самым погружая его в происходящее на экране.
Пять выдающихся киносцен
Ниже приведён список из 5 киносцен, которые покоряют невероятной операторской съёмкой, поддержанием интереса зрителя, а также игрой актёров. Начинаем отсчёт!
5. «Дитя человеческое», 2004 год
Режиссёр фильма Альфонсо Куарон часто использует такой приём в своих работах. В фильме «Дитя человеческое» есть минимум три сцены, снятые непрерывным кадром.
Самая известная из них – та, в которой герои едут по дороге и попадают в засаду, организованную лесными жителями. Для создания этого кадра была сооружена специальная конструкция, расположенная внутри и снаружи автомобиля, в то время как сиденья и лобовое стекло были установлены так, что их можно было перемещать, а актеры при этом не всегда попадали в кадр. Вращающейся на 360 градусов камерой можно было вести съёмку внутри автомобиля. В это время на крыше машины находилось четыре человека, контролировавших процесс.
4. «Славные парни», 1990 год
Ещё одна сцена без склеек присутствует в фильме Марина Скорсезе «Славные парни». В ней Рэй Лиотта, чья криминальная карьера находится на подъёме, идёт в ночной клуб с подругой и будущей женой Лоррейн Бракко. Они заходят через чёрный вход, идут сквозь множество коридоров, кухню и, наконец, попадают в зал, где официанты их быстро усаживают за столик в первом ряду. Для создания этой сцены съёмочной группе понадобилось восемь дублей.
3. «Игрок», 1992 год
В этом фильме длинный план – открывающая сцена, которая начинается в офисе. Затем камера отъезжает и показывает парковку киностудии. После чего мы видим, как секретари отвечают на звонки, курьеры осуществляют доставку, сотрудники студии беседуют с людьми, пришедшими туда на экскурсию. При этом наше внимание постоянно обращают на главного героя – кинопродюсера в исполнении Тима Роббинса, вынужденного слушать глупые идеи для новых фильмов.
Весь замысел сцены заключается в том, что она знакомит зрителя с главными героями и с основной темой всего фильма.
2. «Печать зла», 1958 год
Здесь тоже присутствует открывающая сцена, которая впоследствии вошла в историю мирового кино. Кадр начинается с изображения бомбы, затем кто-то открывает багажник машины и закладывает её туда. После мы следим за этим автомобилем и нашими героями, едущими вниз по улице мексиканского городка.
1. «Русский ковчег», 2002 год
Без сомнения, самый длинный и тщательно проработанный пример сцены без монтажных склеек. Александр Сокуров решил снять весь свой 87-минутный фильм одним непрерывным кадром.
Для съёмок была выбрана цифровая камера, пишущая не на кассету, а на жёсткий диск. Фильм рассказывает историю России в течение 300 лет, пока камера перемещается внутри Зимнего дворца в сопровождении привидения, выступающего своего рода экскурсоводом. В фильме показаны 33 комнаты, а также задействованы 2000 актёров и 3 оркестра.
Фильм был снят за один день 23 декабря 2001 года с третьей попытки: предыдущие две окончились неудачей по техническим причинам.
Длинный кадр – один из самых сложных моментов в кино. Тут дело и во внутрикадровом монтаже и в сложном движении камеры. Все действия необходимо отрепетировать, чтобы никто не подвёл: съёмочная группа, актёры и все, кто находится на площадке. Чтобы все эти факторы одновременно сработали как нужно, всё репетируется не один час. В истории кинематографа примеров таких сцен десятки, но действительно стоящих и тщательно продуманных – единицы.
Автор статьи: Анна Герасимова
Источники:
1. Сними фильм: Величайшие длинные планы (шоты) в истории кино;