Найти тему
Человек-Фёдор

Фасадник

Оглавление

В эту пятницу (28 июля) ещё кое-что покрасил. Приходите тоже покрасить в следующий раз 5 и 6 августа, только оформите заявку (это бесплатно).

Грязнова, 40. Было и стало
Грязнова, 40. Было и стало

«Иркутские кварталы» организовали акцию «Фасадник».Здесь волонтёры красят деревянные дома, чтобы улицы города выглядели поаккуратнее.

Первыми это придумали делать в Самаре: тамошний интернет-журнал «Другой город» придумал способ привлечь внимание к сохранению исторической среды, собрать вместе реконструкторов, волонтёров, спонсоров, историков, архитекторов, чтобы восстанавливать старые дома. Проекту уже несколько лет, вот статьи о нём на сайте ДГ.

А назвали проект «Том Сойер Фест»: фестиваль восстановления исторической среды. Том Сойер — потому что в работу увлекались все, кто изначально и не собирался этого делать, но оказалось, что это интересно.

Со временем акцию поддержали в десятке других городов, запустили отдельный сайт проекта. Идея вдохновляющая. Особенно если посмотреть на то, какими дома были и какими стали. Сил вкладывается много, работа идёт медленно. Восстановленные за сезон три дома — хороший результат.

Почему в Иркутске — «Фасадник», а не «Том Сойер Фест»

У иркутской акции другое название, потому что другие цели и другой подход. ТСФ подразумевает полную реконструкцию здания, со всей декоративной резьбой, при необходимости участники меняют и кровлю. У нас же только красят фасады домов, заборы, ворота.

«Иркутские кварталы» не благотворители. Задача — не облагодетельствовать жителей домов и сделать им халявный ремонт (чего хозяева бы очень хотели). Здесь другое — привлечение внимания к проекту обновления исторического центра и косметический ремонт и попытка объяснить, что следить за своей собственностью владельцы должны сами, никто ничего им делать не обязан. А поддержание в каком-то минимально достойном виде не требует больших средств.

Ничего не стоит скосить бурьян перед домом, не захламлять придворовую территорию мусором. Чтобы раз в несколько лет подновлять краску нужны не такие большие деньги.

Как я понял из разговоров, что велись на площадке, большинство старых деревянных домов — памятники истории и архитектуры. И просто так сделать там ремонт нельзя, нужно получать особые разрешения, делать всё в соответствии с проектом. Это дорого. Жители домов не хотят в это вкладываться. Они надеятся, что прилетит вдруг волшебник, выдаст грант и всё отремонтируется само. Ну или дом расселят, жильцы переедут в бетонную многоэтажку, так что и не надо затевать ремонт.

Но это всё не так. Обязанность следить за домом лежит не на городе, не на агентстве по охране памятников, не на «Иркутских кварталах», а на хозяине дома. Есть у человека дача — он за ней смотрит сам, а не ждёт дотаций из центра. За своим гаражом, машиной, компьютером и любой другой собственностью следит сам человек. Мы вот с женой сами же свой балкон красим.

Если нет возможности (денег, здоровья) поддерживать дом в нормальном состоянии, то выход — продать этот дом тому, кто сможет. И переехать туда, где туалет в доме, а не на улице, крыша не течёт и центральное отопление. Желающие купить этот дом найдутся: 11 кварталов города в центре будут реновироваться, там будет восстанавливаться историческая среда, формироваться качественная пешеходная среда, создадутся новые общественные пространства. Делает это та же команда, что придумала «Иркутскую слободу» (130-й квартал), уникальный для страны проект. И сейчас всё будет делаться с учётом полученного опыта, чтобы не было старых ошибок.

Территория проекта «Иркутские кварталы»
Территория проекта «Иркутские кварталы»

Но годы жизни при Союзе приучили людей не нести ни за что ответственности. Поэтому содержать дома они не хотят — кто-то другой им должен это организовать. А продавать дом тоже не хочется: вдруг будет ещё хуже, или прогадают, сделав это сейчас.

Но вернёмся к краске

Если полноценную реставрацию без разрешений, больших финансовых вливаний делать нельзя, то чтобы покрасить дом, забор или огромные деревянные старинные ворота, ничего такого не нужно.

Краску, выбранную архитекторами, хозяйка забраковала, сказала, что ей не надо такого мрачного, что надо, чтобы было красиво. Понимание красоты у человека с низкой культурой и у человека с высокой культурой, конечно, будет отличаться. Нам удалось её немного успокоить, когда мы объяснили, что краска сейчас выглядит такой глубокой и тёмной, когда она подсохнет, то станет светлее и мягче. Но , видимо, хозяйке всё равно хотелось чего-то яркого, а не исторического.

«Иркутские кварталы» подготовили колористические проекты для таких домов (в плане до сентября привести в порядок три десятка фасадов), при помощи спонсоров нашли леса, закупили краску нужного цвета, инструменты (щётки, кисти, валики), организовали волонтёров.

Нас было человек десять, я смог выделить на это два с небольшим часа, кто-то остался подольше, кто-то присоединился не с начала. Когда будете планировать своё участие, рассчитывайте часа на два. Можете быть с самого начала, можете чуть задержаться: часть людей не сможет быть до конца, и то, что вы подойдёте чуть позже, сохранит на площадке начальное количество людей.

Дом, надо которым мы работали, не красили давно, деревянная обшивка местами рассыпалась как труха. Надеюсь, что мы не навредили своим рвением. Но было бы здорово, если бы настоящие реставраторы выделили время, пришли бы, рассказали, как правильнее, бережнее работать со старым деревом перед покраской.

Хозяйка сказала, что хотя дом двухэтажный, но по факту — одноэтажный: крыша течёт, на втором этаже никто не живёт. И почему бы нам (мы же из администрации, да?), не отремонтировать это. Ну почему такое потребительское отношение?

Неожиданное заключение

До новых встреч!

Иркутяне! Если вам понравилось, что я делаю, поддержите меня рублём .

Подписывайтесь на канал в Телеграме. Пишу раз в несколько дней, без спама и рекламы.