Найти тему

Шедевр готической архитектуры

Оглавление

У большинства людей первой визуальной ассоциацией к слову «Франция» будет Эйфелева башня. Однако есть в стране галлов достопримечательность, красота которой буквально завораживает. Это Руанский собор, или, официально, Собор Руанской Богоматери. Сооружение со шпилем высотой 151 метр выстроено и оформлено настолько искусно, что по праву считается памятником не только национального, но и всемирного наследия.

История Руанского собора

Как известно, собором называют церковь, в которой ведёт богослужения епископ. Исторические источники показывают, что в поселении, находящемся на месте нынешнего Руана епископ имелся уже в начале четвёртого века нашей эры. Археологи, проводившие работы в окрестностях собора, обнаружили остатки собора Богоматери и церкви Святого Стефана, так что Руанский собор строили не на пустом месте.

После того, как в Х веке Руан стал столицей герцогства Нормандия, городу потребовалось более крупное культовое сооружение. В 1020 году началось возведение нового собора взамен церквей, уничтоженных во время очередного набега викингов. Построить его намеревались в романском стиле, однако за почти 400 лет строительства от первоначального замысла осталась лишь крипта – подземные помещения, в которых покоятся станки основателя собора герцога Роллона и короля Ричарда Львиное Сердце. Надземная часть Руанского собора выполнена в готическом стиле.

Строительство собора велось весьма неспешно. В целом собор, если пользоваться современной терминологией, был сдан в эксплуатацию в 1506 году. Однако уже в 1557 году был сооружён шпиль над Центральной башней. Работы над зданием не прекращались и позже, чему способствовали стихийные бедствия и Вторая Мировая Война. После американского авианалёта в 1944 собор пришлось поднимать практически из руин.

Собор как произведение искусства

Внешне Руанский собор представляет собой типичное для готических зданий сочетание башен разного размера, увенчанных шпилями, фасадов с узорчатой отделкой, и колоннад. Стены украшены многочисленными окошками с витражами, причём каждый из них средневековые мастера изготавливали индивидуально. Узоры на стенах выполнены столь филигранно, что кажутся бумажными, а не каменными.

Внутри Руанский собор не менее красив и величественен, чем снаружи. Стены и колонны богато украшены резьбой, причём многие рисунки имеют тематический характер. Создатели собора знали толк не только в камне – при изменении освещённости витражи за счёт игры света создают эффект изменения интерьера.

«Руанский собор» Моне

Виды собора в изменяющемся свете настолько увлекли Клода Моне, что французский импрессионист создал целый цикл картин, посвящённых собору. На создание 30 полотен у Моне ушло три года в конце 19-го века. Художнику удалось уловить и воспроизвести то, как влияет изменение освещённости на вид фрагментов собора. Стены и башни занимают почти всё пространства полотен, на которых лишь изредка просматривается кусочек неба.

-2

Картины цикла «Руанский собор» Моне писал как бы послойно, нанося всё новые слои красок на эскизы. Этот приём помог ему добиться особой выразительности написанных картин, буквально вдохнуть в них жизнь. Картины были практически сразу признаны критиками и ценителями живописи. Часть их них продали ещё до специально устроенной выставки, а остальные раскупили до её окончания. Вопреки желанию самого художника их продали не в одни руки, а разным владельцам. Сейчас картины цикла «Руанский собор» находятся в музеях США, России и Франции.

-3