У большинства людей первой визуальной ассоциацией к слову «Франция» будет Эйфелева башня. Однако есть в стране галлов достопримечательность, красота которой буквально завораживает. Это Руанский собор, или, официально, Собор Руанской Богоматери. Сооружение со шпилем высотой 151 метр выстроено и оформлено настолько искусно, что по праву считается памятником не только национального, но и всемирного наследия.
История Руанского собора
Как известно, собором называют церковь, в которой ведёт богослужения епископ. Исторические источники показывают, что в поселении, находящемся на месте нынешнего Руана епископ имелся уже в начале четвёртого века нашей эры. Археологи, проводившие работы в окрестностях собора, обнаружили остатки собора Богоматери и церкви Святого Стефана, так что Руанский собор строили не на пустом месте.
После того, как в Х веке Руан стал столицей герцогства Нормандия, городу потребовалось более крупное культовое сооружение. В 1020 году началось возведение нового собора взамен церквей, уничтоженных во время очередного набега викингов. Построить его намеревались в романском стиле, однако за почти 400 лет строительства от первоначального замысла осталась лишь крипта – подземные помещения, в которых покоятся станки основателя собора герцога Роллона и короля Ричарда Львиное Сердце. Надземная часть Руанского собора выполнена в готическом стиле.
Строительство собора велось весьма неспешно. В целом собор, если пользоваться современной терминологией, был сдан в эксплуатацию в 1506 году. Однако уже в 1557 году был сооружён шпиль над Центральной башней. Работы над зданием не прекращались и позже, чему способствовали стихийные бедствия и Вторая Мировая Война. После американского авианалёта в 1944 собор пришлось поднимать практически из руин.
Собор как произведение искусства
Внешне Руанский собор представляет собой типичное для готических зданий сочетание башен разного размера, увенчанных шпилями, фасадов с узорчатой отделкой, и колоннад. Стены украшены многочисленными окошками с витражами, причём каждый из них средневековые мастера изготавливали индивидуально. Узоры на стенах выполнены столь филигранно, что кажутся бумажными, а не каменными.
Внутри Руанский собор не менее красив и величественен, чем снаружи. Стены и колонны богато украшены резьбой, причём многие рисунки имеют тематический характер. Создатели собора знали толк не только в камне – при изменении освещённости витражи за счёт игры света создают эффект изменения интерьера.
«Руанский собор» Моне
Виды собора в изменяющемся свете настолько увлекли Клода Моне, что французский импрессионист создал целый цикл картин, посвящённых собору. На создание 30 полотен у Моне ушло три года в конце 19-го века. Художнику удалось уловить и воспроизвести то, как влияет изменение освещённости на вид фрагментов собора. Стены и башни занимают почти всё пространства полотен, на которых лишь изредка просматривается кусочек неба.
Картины цикла «Руанский собор» Моне писал как бы послойно, нанося всё новые слои красок на эскизы. Этот приём помог ему добиться особой выразительности написанных картин, буквально вдохнуть в них жизнь. Картины были практически сразу признаны критиками и ценителями живописи. Часть их них продали ещё до специально устроенной выставки, а остальные раскупили до её окончания. Вопреки желанию самого художника их продали не в одни руки, а разным владельцам. Сейчас картины цикла «Руанский собор» находятся в музеях США, России и Франции.