Нет никакого четкого определения того, как именно духи атакуют человеческое существо.
Те из них, что вооружены копьями, протыкают душу (двойник или bedua), так что она покидает тело. Другие, как считается, собирают души и хранят их вне тел, развешивая в сетях. Третьи воздействуют на тело, удушая его руками или при помощи хвоста, но также хвост может быть использован для протыкания души и унесения её прочь.
Кое-кто думает, что духи входят в тела, чтобы пить кровь, однако другие говорят, что они делают это, чтобы превратить человека в tew, в себе подобного, в духа.
При этом все духи могут и имеют причины вызывать боль и болезнь, способны пить кровь, и забирать или повреждать nyawa.
Последнее особенно важно для тех, кто вынужден столкнуться с духами.
Слово nyawa в языке меланау многозначно; оно означает эмоцию как нечто, ощущаемое человеком, и также глубокую эмоцию в философском смысле, как мотивацию к действию и оценке, и также полностью эмоциональную сферу человека, его часть, без которой он не способен оставаться живым, и также жизненную энергию, силу, которая побуждает к творению, проявлению и совершению поступков.
Жизнь.
Кровь.
Когда ты делишься с кем-то кровью, ты отдаешь ему часть своей nyawa; отныне вы эмоционально связаны.
Запомним это.
Для нападений духи часто избирают места, где люди ослаблены по причине болезней или приближающейся смерти. По этой причине болезнь в доме считается опасной для всех в нём, и гости дома также должны вести себя крайне осмотрительно. Это, например, включает в себя запрет на прохождение под домом, где находится больной, и на то, чтобы шуметь в пределах слышимости из страха привлечь большее количество духов или спровоцировать (на агрессию) тех, кто уже находится здесь.
И вот тут вы наверняка удивитесь.
В самом деле, это же именно то, что делает bayuh, шаман и повелитель духов, а также dukun, вырезающий и заклинающий belum. Серьёзно. Они ходят, где хотят и как хотят, а процесс лечения больного в обязательном порядке включает в себя шум. Все эти многочасовые выпевания заклинаний, барабаны и колокольчики.
Все верно.
Когда обычный, нормальный человек попадает в опасную ситуацию, к примеру, оказывается в опасном районе чужого города, о котором известно, что тут отжимают кошельки, расписываются «бабочкой» по лицу и всячески вредят, он старается вести себя тихо.
Однако если ты на самом деле довольно крутой чувак, и твоя задача – очистить определенное место от хозяйничающих там асоциальных личностей, ты поступишь иначе.
Ты спровоцируешь их.
Интересно, что женщины никогда не становятся dukun, однако довольно часто из них выходят сильные bayuh.
И, кстати, любая провокация – это именно то, что понятно и близко всякому духу, к какой бы категории он ни относился. Духи не лгут, и не понимают ложь, и вообще не способны соотнести себя с этой категорией подобно тому, как люди не способны дышать под водой. Ложь – человеческий инструмент; с его помощью герои мифов часто выкручиваются из смертельно опасных ситуаций.
Ни у тью, ни у ипу нет способа определять ложь тогда, когда она сказана. В истории о Раджане, Сирухе и гоблинах гоблины пытались влезть на дерево ногами вверх, встав на руки, как советовал Раджан, и неудачи не заставили их понять, что им солгали. Они прекратили бессмысленные попытки подняться на дерево нелогичным и неудобным образом только тогда, когда их внимание переключилось. И в следующий раз, при встрече с другим человеком, они также попытались забраться на дерево тем же дурацким способом (и, разумеется, у них ничего не выходило, пока другой человек не посмеялся над этим способом и не проговорился о том, как это действительно делается).
В их мире лжи просто нет.
Однако, поскольку всякий дух обладает способностью пить человеческую кровь, у них всё же есть способ узнать, что им сказали неправду.
Потому что человек всегда знает, когда он лжёт, и это знание прячется в его крови.
И когда духи (тоже) получают это знание, то, неспособные вместить в себя понятие лжи, они принимают это за провокацию, за попытку нападения, за агрессию.
И отвечают.