И если мы говорим про действительно эффективные методики общения и взаимодействия с детьми, то было бы неправильно не упомянуть про я - сообщения.
Я сообщение - это такая постановка фразы, которая помогает прийти к согласия в конфликтной ситуации не только с детьми, но и со взрослыми. Это, действительно основополагающая техника, которая помогает избежать ссор и сохранить хорошие отношения.
Давайте разберем правила, по которым строятся Я-сообщения. Там всего 4 пункта и разберем мы их на примере, естественно, плохого поведения ребенка. Вот предположим, что он громко играет в свой телефон, когда вам очень хочется отдохнуть в тишине. Как выстроить общение, чтобы не возникло конфликта?
Первое: нужно обозначить свое чувство. Начинайте фразу словами: я злюсь, мне не приятно, меня раздражает и так далее. Например, в нашей ситуации, можно просто начать с фразы "Мне очень неприятно". не должно быть никакой оценки поведения других людей, ни каких упреков или акцентировании внимания на каких то конкретных действиях другого человека. Только ваши внутренние ощущения.
Второе: фразу нужно продолжить сухим фактом. Опять же, без каких либо намеков на действия другого человека. Вы можете сказать так "Мне очень неприятно когда телефон так громко шумит". Обратите внимание: в я-сообщении должны быть только вы и факты окружающего мира. Вы просто сообщаете свое чувство и событие, с которым оно связано. Ошибкой будет сказать «Меня злит, когда ты шумишь». Здесь уже есть совершенно очевидное вторжение в интересы другого человека.
Третье: нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих людей. В нашем примере можно сказать, что у вас начинает болеть голова. Опять же, это произносится без претензий и упреков.
Четвертое: выскажите желательное поведение. Просто расскажите, как вы хотите, чтобы обстояли дела. В нашем примере вы можете просто сказать: Мне бы хотелось, чтобы телефон работал тише. Или... Было бы здорово, если бы он работал в другой комнате.
Кстати можно добавить и пятый пункт, хотя в классическом подходе это не обязательно. Тем не менее, вы можете высказать положительные последствия для вашего собеседника. В абстрактных примерах вы можете сказать: мы сможем лучше ладить, мы сможет договориться, мы будем лучше понимать друг-друга.
В нашем примере вы можете сказать, что когда у вас не болит голова, вы более дружелюбны, готовы играть или приготовить что-то вкусненькое.
Вот и все. Именно так строится наиболее эффективная модель донесения до ребенка своей позиции. Попробуйте вспомнить, как вы обычно обращаетесь к ребенку, когда не довольны и перестроить эти фразу в я-сообщения. Проделайте такое упражнение с 20 фразами, а затем можете смело идти и внедрять его в свою жизнь.
Это основа общения, но если вы до сих пор не применяли ее на практике, то обязательно сделайте это.
А если вы хотите получить другие полезные советы от центра развития мозга, то переходите по ссылке и подписывайтесь на наш бесплатный тренинг "Лучшие методики воспитания". В нем мы собрали опыт сотен родителей самых непослушных детей, при этом выбирали только самые эффективные методики. Этот курс, состоящие из 4-х видео, заменит вам десяток книг и курсов, которые вы сможете пройти по воспитанию.