Irkut MC-21 (Иркут МС-21, Магистральный самолёт XXI века) — двухдвигательный реактивный магистральный узкофюзеляжный самолёт, разрабатываемый ОКБ Иркут и ОКБ имени А. С. Яковлева (ОКБ Яковлева) Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Окончательная сборка происходит на Иркутском авиационном заводе.
Проект основан на не реализованном двухмоторном самолёте Як-242, являвшимся развитием трёхмоторного Як-42.
Официальный старт разработки: 2009 год, когда ОАК объявила о предварительных изысканиях с параметрами, близкими к характеристикам MC-21.
6 февраля 2014 года Иркутский авиазавод (подразделение ОКБ Иркут) начал сборку первых опытных образцов самолёта MC-21-300.
8 июня 2016 года состоялась первая презентация лётного образца в цехе Иркутского авиазавода.
Первый полёт: 28 мая 2017 года.
Конструкция
MC-21 — низкоплан с консольным стреловидным крылом с композитной структурой и трёхколесным шасси, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями.
Имеет стеклянную кабину, боковые ручки управления и дополнительный дисплей Head-up.
Для увеличения комфорта пассажиров и ускорения из высадки и посадки имеет самый широкий салон среди всех современных конкурентов — 3,81 м.
Крыло с высоким соотношением сторон обладает надкритическим аэродинамичсеким профилем и по измерениям приближается к крылу Airbus A320, но имеет несколько большую площадь и больший угол стреловидности и, следовательно, увеличенную круизную скорость (M 0,8 вместо M 0,78 у A320). Отсутствие законцовок крыла (winglets) и большая площадь делают соотношение сторон ниже, чем у A320neo.
Аэродинамика рассчитана ЦАГИ, производство - компания АэроКомпозит (подразделение ОАК) из углепластика (Carbon Fiber Reinforced Plastic, CFRP) посредством специально разработанной вакуумной инфузии.
Увеличение соотношения сторон допустимо благодаря применению относительно лёгкого углепластика против металлических сплавов у Airbus A320neo. Это оставляет больше свободы дизайнеру: масса с увеличением размаха остаётся приемлемо низкой, допустимы большие аэроупругие деформации по сравнению с классическим алюминиевым крылом.
Первоначальная конструкция включала ~ 33% композиционных материалов, увеличившись до 40… 45% с выбором углепластика для создания крыла.
MC-21 оснащён электродистанционной системой управления (Fly-By-Wire) с полной ответственностью и обладает горизонтальным и вертикальным хвостовым оперением меньшей площади и массы, чем Airbus A320neo.
Двигатели (предлагаются на выбор):
- 2 силовые установки Pratt & Whitney семейства PW1000G — модель PW1400G,
- или 2 силовые установки ПД-14 компании Авиадвигатель (Aviadvigatel PD-14).
В качестве вспомогательной силовой установки используется Honeywell HGT750 APU — агрегат, специально разработанный для Irkut MC-21 и COMAC C919.
Поставщики основного оборудования и систем MC-21:
- производство и распределение электроэнергии — Hamilton Sundstrand, дочерняя компания United Technologies.
- авионика — Авиаприбор-Холдинг, Rockwell Collins и его российский партнер Avionika, а также Honeywell, Thales и Elbit Systems. MC-21 станет первым авиалайнером с активными боковинами, поставляемым UTC Aerospace Systems. Он имеет стеклянную кабину с ручками и дополнительным дисплеем Head-up.
- исполнительные механизмы системы управления полётом — Goodrich AS, дочерняя компания United Technologies.
- внутренняя отделка — Zodiac Aerospace и Авиастар СП.
- системы водоснабжения и канализации — Zodiac Aerospace.
Версии
Первая и базовая версия — MC-21-300, рассчитанная на 181 пассажира в стандартном салоне в одноклассной компоновке и дальность полёта около 6 000 км. Выпущена первой и проходит лётные испытания.
Укороченная версия MC-21-200 предусматривает рассадку 156 пассажиров и дальность полёта до 6 400 км.
Удлинённая версия MC-21-400 должна вместить 212 стандартных кресел и летать на 5 500 км максимум, но её производство пока не утверждено окончательно.
Самая маленькая из запланированных версий, MC-21-100 на 132 кресла, оказалась замороженной ввиду вероятной и нежелательной для производителя конкуренции с другим его продуктом — самолётом Sukhoi Superjet 100.