Трек Яс-Марина, сумерки. Время отжечь на суперкаре стоимостью €2,3 млн
Перефразируя братьев Блюз, у меня полный бак бензина, уже темно…
… и я в темных очках. В свою защиту могу сказать, что у Яс-Марины жуткая никтофобия. А если бросить газ, проезжая у стены, она отразит оранжевые всполохи. Честное слово. Aston Vulcan назван в честь бога огня, вулканов, горнил и прочих горячих, оранжевых и опасных вещей. И он явно стремится доказать, что достоин своего имени.
Перед первым поворотом через трассу перебегает черная кошка. Это к счастью или нет? У меня нет четкой позиции насчет черных котов, но, размышляя на тему везенья, я запорол торможение, промахнулся мимо апекса, и поскольку первый поворот в связке со вторым, второй тоже вышел криво.
Этот случай помог мне понять, как устойчив Vulcan при внезапном неловком броске влево, когда тормозишь с сотни км/ч в слепом крутом левом вираже. Он не засуетился, не растерялся и (не растеряйся я сам) легко попал бы в апекс.
Такое самообладание под прессингом характерно для Vulcan. В четырнадцатом повороте я навсегда опоздал с торможением и вошел в него за гранью добра и зла. Любой среднемоторный снаряд с таким острым рулем мгновенно бы развернуло, но Aston чуть подвинул корму, как бы предупреждая, и помог сохранить достоинство. Я вошел, прошел и вышел героем из решающего виража, выкрутив руль до отказа и затаив дыхание.
Трекшн был в среднем режиме между одним и семью, а регулятор мощности стоял на второй отметке: всего-то 680 л.с.
Всего-то. Показатели мощности просто взрывают мозг. Они сжимают всю динамику автомобиля в одно понятное для Интернета и запоминающееся число. Но главное то, как ощу-щаются эти лошадиные силы. Даже с таблеткой храбрости за щекой и в режиме полной мощности ты не ощущаешь у Vulcan такого потенциала, как у P1 GTR или Ferrari FXXK. Но если вы считаете, что они лучше, закрывайте журнал. Здесь не все так просто.
Vulcan начал жизнь, когда Фрейзер Данн, главный инженер отдела Advanced Engineering, и Дэвид Кинг, глава отдела перспективных разработок и автоспорта, разговорились о старых прототипах One-77, оставшихся не у дел. Не удивительно, что первой же мыслью было сделать их быстрее. И они придумали One-77 R.
Но проект заинтересовал и увлек не только их, но и другие отделы Aston. Кусок пирога захотел и дизайн, а когда им дали добро разгуляться на все деньги – например, сделать кузов из карбона, а не из алюминия, – каждый отдел начал предлагать не менее серьезные усовершенствования.
Поэтому план использовать существующий 7,3-литровый V12 был отброшен. В Aston Martin Racing сказали, что у них есть очень мощный шестилитровый мотор для Vantage GT3, который – если его хорошенько перетряхнуть (например, добавить литр -объема) – даст ключевой параметр: 800 с гаком лошадей.
Не знаю, была ли вторым ключевым параметром способность гонять вверх тормашками. Но, если позволит место, на скорости 306 км/ч Vulcan может приклеиться к потолку. Весит автомобиль 1350 кг и превосходно пользуется воздушными потоками. Самый эффективный аэродинамический инструмент у него один. И это не гигантское антикрыло сзади, а диффузор внизу. Оцените размерчик переднего сплиттера и представьте, сколько воздуха он загоняет под брюхо.
Имеют значение не только крупные детали обвеса. Щели за передними крыльями отводят потоки высокого давления, которое нарастает в арках. Гоночные инженеры хотели, чтобы они выходили вверх через капот, но Марек Райхман, главдизайнер Aston, запротестовал. Ему нужен был большой гладкий капот. Поэтому щели разместили сбоку. Компромисс неожиданно оказался выгодным: вихрящийся выпущенный воздух с низким давлением притягивает воздух высокого давления с капота по бокам, улучшая обтекаемость.
Однако не все компромиссы были так же полезны для обеих сторон. Говорят, без “креативного напряга” не обошлось. Если бы люди не отстаивали свое мнение со всей страстью, это были бы старый скучный мир и старая скучная машина.
Посмотрите на Vulcan и скажите, что не хотите на нем прокатиться! Конечно, если смотреть спереди, желание не так сильно. Но есть ракурс в три четверти сзади и немного снизу, откуда видно в основном антикрыло и карбоновую базуку, играющую роль боковой выхлопной трубы, а еще задние фонари-леденцы и заднее крыло, которое волной накатывает вперед, на голову водителя. Этот ракурс мы поставили на обложку не просто так. Это любимый ракурс Марека.
Итак, фасад. Он достаточно характерен, его ни с чем не спутаешь, но на фото смотрится странно – даже не сразу скажешь, что это нос машины. Дело тут в отсутствии заметного “росчерка” фар и куполообразной, выпуклой “кабине”. И правда, фотографии не передают нюансов дизайна – например, того, насколько четкое и строгое ребро идет вверх к основанию передней стойки.
Мы прибываем на Яс-Марину поздней ночью. Трасса, как и полагается, сияет новогодней елкой. Заходя в бокс, мы стараемся не шуметь. Виден силуэт Vulcan, он стоит носом к прозрачной двери. Потрясающе красиво. Я с минуту наслаждаюсь, а потом открываю гаражную дверь. Тень стекает с машины, и открывается пит-лейн. Меня пробивает дрожь. На Vulcan по Яс-Марина? Нехило, да?
Я тут не единственный, кто в восторге и слегка на нервах. Это первая сессия, которую Aston устроил для владельцев Vulcan. Еще раньше они провели специальную премьеру, когда каждый клиент увидел свою машину, собранную и покрашенную. В этом году у владельцев три трек-дня, остальные – на Сильверстоуне и Спа. И еще три в 2017-2018-м. Помимо этого вы вольны делать с машиной что угодно. Забрать домой, ездить на других треках (где разрешен такой уровень шума), даже участвовать в гонках (Aston оснастил Vulcan омологированым каркасом, поэтому с минимальными модификациями он может участвовать в нескольких чемпионатах, в том числе и в VLN).
Будут ли эти машины много ездить? Вряд ли. Ни одна из них не будет работать так, как автомобиль с испытательным мотором, который сделал более 10 000 км на полном ходу в стиле Даррена Тернера по трассе Нардо, установив заодно рекорд круга всех времен. (Говорят, он на девять часов быстрее, чем дорожный McLaren P1. Теперь видите, что показатели динамики не показательны?)
Итак, рассвет. Владельцы Vulcan – состоятельные люди, но они не гонщики. Скорее любители трек-дней с несколькими нулями после имени. Опыт на гоночных трассах и в автомобилях, специально созданных, чтобы их проходить, сильно различается, поэтому Aston их сначала проверяет. Каждому положены инструктор и V12 Vantage S для запоминания траектории. Затем следует апгрейд до Vantage GT4 – знакомство со сликами и мощностью One-77. И наконец их собственная машина.
Сразу перейду к тому моменту, когда из-за непредвиденного случая (мы ведь на треке) расписание подвинули и у меня осталось время только для GT4. Это была одна из машин Яс-Марины, весьма подозрительная и сильно заюзанная клиентами. И все же она отлично звучит и хорошо держит дорогу, поэтому я приступаю к знакомству с трассой.
Яс-Марина не такая уж самобытная: она состоит в основном из крутых виражей под прямым углом, но есть один или два поворота на храбрость. Третий вираж быстрый и с горкой, а еще тот, с двумя апексами, который разворачивает лицом к отелю. Фон – вот, что отличает трассу. Отель, люди на мостах, яхты в гавани, огромные трибуны и гонки, вписанные в полугородской пейзаж. Ты на виду у всех, как актер на сцене. Это автоспортивная утопия. Ближневосточное Монако. А во время рабочих часов, которые могут продлиться глубоко за полночь, нет никаких ограничений по шуму – это несомненный плюс.
Я впал в детство. Голова кружится от ощущений ночной гонки под софитами и от того, что Vulcan может петь во весь голос. Шины дорожные, Michelin Cup 2, а регулятор мощности в самой нижней позиции – пока. Меньше 600 сил. На длинной прямой можно разогнаться слегка за 240 км/ч.
Знаете, что поражает меня в Vulcan? Качество отделки и сборки. Стыки дверей точнейшие, капот поднимается на газовых стойках, подрулевые рычажки точны и приятны на ощупь, есть кондиционер, кожа, тумблеры… дизайн. И руль. Он просто великолепен.
К черту режим “550” и даже “680”. Все, что нужно знать, – это то, что каждый раз, когда я подкручиваю регулятор, Vulcan бросается вперед. 240 на прямой превращаются в 265, а потом в 280. На двухсотметровой табличке я жму на тормоз что есть силы. Это можно, когда автомобиль весит около 2,5 тонны и обут в 305-миллиметровые передние слики. От того, как я мучил карбоновые Brembo – просто не мог оторваться – у меня еще долго ломило левое бедро.
Это наркотик. Перегрузки треплют из стороны в сторону, вжимают в ремни, мышцы шеи сдаются, и голова, тяжелая от шлема, падает набок, в объятия подголовника. Приходится отдаться этим силам. Ощущения такие, будто ты сам крутишь карусель, на которой катаешься. V12 атмосферный, ультраприемистый, чудесный, хриплый и звучный. Он воет. Почти визжит. Звуки громоздятся один на другой, вспышки чаще, чем в V8, быстрее, жестче и напористее, каждая ускоряет машину. Когда выхлопные трубы не изрыгают пламя, то изображают вход в царство Аида – оранжевое зарево в черной дыре.
Нельзя не слушать, не чувствовать Vulcan. На переключениях вниз он сотрясается, выскакивают языки пламени, боковая труба стреляет, рокочет и грохочет, мигает шифтлайт, воют шестеренки – это ходящая ходуном, ревущая механическая мясорубка. Она подвластна тебе, но ты чувствуешь благоговение. Каждый раз мне приходится заезжать в бокс, чтобы прийти в себя. Водить Vulcan – тяжелая, изматывающая работа. Пять кругов – и я выжат. У меня болит голова, я хочу пить. Я не слышал ни слова, что говорил мне мой инструктор, потому что V12 заглушает даже включенный на полную громкость интерком. Когда выезжает кто-то другой, ты слышишь через всю трассу каждое его переключение, каждый сброс газа. Автомобиль с воем проносится по прямой мимо боксов, по трибунам бьют акустические волны, ушам больно. А через несколько секунд появляется едкий дым.
Vulcan громогласный, требовательный и вызывает зависимость. Его нужно вести правильно. Если опоздаешь с переключением вниз, ошибка отзовется на ходовой, автомобиль дернется. Тормоза издевательски визжат, если выжимаешь педаль не слишком сильно. Трекшн-контроль не особенно продуман. Если держать газ ровно, проезжая по пит-лейну, автомобиль начнет прыгать и дергаться. Он будет беситься, пока не разгонишься до нужной ему скорости. Это просто потрясающе.
Как и McLaren с P1 GTR, Aston поймал баланс между агрессией и мягкостью. Когда я наконец наловчился разгонять Vulcan, то обнаружил, что он будет сносить перед в повороте, если ты слишком резко и слишком рано жмешь на газ. А зад он срывает, если ты пытаешься обнулить снос, добавляя газа. Слишком сильно затормозишь – и корма пойдет вбок, когда повернешь руль. Поперечное сцепление даже на трехзначных скоростях в конце концов кончается, и нос уходит с траектории.
Все маневры плавные и прозрачные. Он не снует и не дергается, а движется постепенно, спокойно, предупреждая, подталкивая и жестикулируя. Сам по себе он восхитительно нейтрален: чуть поработаешь газом, особенно на большой скорости, и это заметно поменяет траекторию. Однако когда складывается более подробная картина, я замечаю, что рулю не помешала бы точность при повороте, тормозам – хватка в начале хода, а коробке пригодились бы более низкие передаточные числа. Амортизаторы долго приходят в себя после отвратительных ухабов перед зоной торможения. И хорошо бы разделаться с креном, чтобы сделать маневрирование в шиканах попроворнее.
И конечно, все это возможно. Это же гоночный автомобиль. Можно изменить амортизацию, углы, передаточные числа, топливо, шины – все что угодно. Просто приди, поговори с инженером, проанализируй свои показатели. Это превосходный снаряд для трека, и ты достаточно за него заплатил, поэтому наслаж-дайся и играй. Он здесь именно для этого. Он может меняться и развиваться по мере того, как растет твое мастерство.
В полночь трек закрывается. Я пережил самые кайфовые моменты в своей работе, но могу искренне сказать, что каждый круг в Vulcan был привилегией. V12 ревет, а ты думаешь о том, сколько народу на тебя смотрит. Это власть. Это хулиганство и кураж. Особенно в темных очках.
На следующий день я смотрю, как ездят остальные. Какое зрелище! Я стою на балконе отеля, завороженный ударами переключений, треском пламени, скоростью и устойчивостью. Какой классный Aston! Должен признать, у меня были опасения. Я никогда не ездил на One-77, но остальные его не превозносили, и я боялся, что Vulcan будет очень напоминать дорожную машину. Ничего подобного! Но он и не гоночный. У него есть кондиционер и дизайн. На задние фонари не налюбуешься. Забудьте о цене – Vulcan ускоряет пульс, бьет в грудь, рвет барабанные перепонки, опьяняет и позволяет владельцам перенестись в мечту. А я думал, это возможно только с помощью магии.
Еще больше интересного на TopGear