Классика мирового кинематографа о судьбах отцов во Второй мировой войне и их незримой и неразрывной связи с детьми.
«Мой добрый папа»
1970, Ленфильм. Режиссер: Игорь Усов.
В шумном дворике на одной из улиц Баку под щедрым солнцем проходит беззаботное детство главного героя – семилетнего Пети и его брата, четырехлетнего Бобы. Их семья любима и уважаема в городе, особенно папа – известный дирижер и композитор. Правда, самого Петю больше восхищает не то, что папин концерт транслируют по радио, а то, что папа в Гражданскую войну командовал эскадроном. Но когда у мальчика появляется новый повод рассказывать всем о папе-командире, ему уже не хочется это делать… В первые же дни Великой Отечественной отец Пети ушел на фронт.
Безмятежное детство Пети скоро кончится, но всю жизнь, как когда-то бакинское солнце, его будут согревать дни, проведённые с отцом – добрым, милым, смешным, серьёзным, храбрым, честным и самым любимым человеком. Экранизация одноименной повести Виктора Голявкина – бесконечно светлое и бесконечно печальное кино, фильм-напоминание о том, что многим в нашей стране не довелось вдоволь пожить в чудесной стране детства.
«Зимнее утро»
1967, Ленфильм. Режиссер: Николай Лебедев.
Девочка Катя, оставшаяся одна в блокадном Ленинграде, случайно спасает трехлётнего мальчика от бомбежки. У него никого нет: его мать погибла, а отец воюет. Катя забирает Сережу к себе и выхаживает его. Случайно она знакомится с капитаном Вороновым, потерявшим жену и ребенка. Общение с девочкой и ее названным братишкой служат утешением для мужчины… А через некоторое время в потерявшемся мальчике он узнает своего родного сына.
Лента была снята по мотивам повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония» и была удостоена нескольких международных наград.
«Жизнь прекрасна»
1997, Италия. Режиссер: Роберто Бениньи.
Оскароносный фильм, ставший классикой мирового кинематографа, основан на воспоминаниях итальянского еврея, пережившего Освенцим.
Италия, 1939 год. Неутомимый весельчак Гуидо Арефиччи приезжает из деревни в город и становится официантом. Благодаря своей проворности и характеру он быстро добивается высот на службе и взаимности понравившейся девушки, школьной учительницы Доры. Они женятся, у них рождается сын Джозуэ. Счастье семьи недолго – вскоре еврей Гуидо вместе с семьей оказывается в концлагере. Чтобы спасти ребенка от газовой камеры, отец укрывает мальчика, а для самого Джозуэ представляет пребывание в застенках как приключение, увлекательную игру, в конце которой, если выполнять все задания и набрать 1000 очков, его ждет приз. Всю свою находчивость и ловкость неутомимый Гуидо пускает на то, чтобы сын выжил, даже если ему самому придется погибнуть…
«Отец солдата»
1965, Грузия-фильм. Режиссер: Резо Чхеидзе.
В 1942-м году деревенский старик Георгий Махарашвили отправляется навестить своего сына-танкиста, который был ранен и находится в госпитале. Но когда отец добирается до места, Годердзи уже вновь отправлен на передовую. Разыскивая сына, Георгий случайно оказывается на поле боя и после этого принимает решение остаться на фронте. Вслед за танком Годердзи он проходит путь до самого Берлина, и там наконец происходит последняя встреча отца и сына.
Фильм-притча, история отца, приносящего в жертву своего сына, имеет реальную основу и реального прототипа. Автор сценария Сулико Жгенти воевал в Великую Отечественную, и в его часть однажды попросился старый колхозник. Его звали так же, как и героя фильма, он так же оказался на фронте в поисках сына, был так же крепок и вынослив, опекал и даже закрывал собой от пуль молоденьких солдат, которые полюбили его как отца.
В кахетинской деревне, откуда был родом реальный Георгий Махарашвили, создан мемориальный комплекс, над которым возвышается памятник Отцу солдата.
«Застава Ильича»
1964, Киностудия имени М. Горького. Режиссер: Марлен Хуциев.
Одна из знаковых кинолент «оттепели» не входит в число военных картин. Не назовешь «Заставу» и фильмом об отце. Но тема поколения «детей войны», выросших без отцов, проходит через весь фильм. В самом конце ленты она выливается в знаменитый диалог главного героя со своим погибшим отцом. Молодой человек, находясь в поиске своего жизненного пути, своих ценностей, «своих» людей, просит у отца совета. Но отец, ушедший из жизни, будучи моложе сына, не может рассказать ему, как жить…
Этот эпизод, ставший одним из ключевых в фильме, привел в негодование Никиту Хрущёва, который обвинил создателей фильма Марлена Хуциева и Геннадия Шпаликова в неправдивости: советский солдат не может так неуверенно разговаривать со своим собственным сыном! Фильм был отправлен на доработку. В новом варианте, названном «Мне двадцать лет», многие эпизоды были переделаны, а сцена с отцом героя приобрела пафосное, устроившее партию звучание. Спустя три десятилетия авторская версии картины была восстановлена и показана зрителю в первоначальном варианте под прежним названием.
«Аты-баты, шли солдаты»
1977, Киностудия имени А. Довженко. Режиссер: Леонид Быков.
Лента, последняя режиссерская и актерская работа Леонида Быкова, была снята по сценарию Бориса Васильева и Кирилла Раппопорта. В основу сценария лег бой, который в реальности произошёл под Харьковом в марте 1943 года. Его участники, уничтожившие более десятка вражеских танков и другую бронетехнику, были прозваны «украинскими панфиловцами».
События фильма разворачиваются возле некой деревни Ильинка, где 18 бойцов комсомольского взвода погибли, останавливая колонну немецких танков — в прямом смысле своими телами. Тридцать лет спустя в этом месте встречаются их потомки, которых отыскала и собрала дочь командира взвода. Из детей почти никто не помнит своих отцов, а о рождении некоторых те даже не успели узнать. Собравшись вместе в годовщину боя, взрослые дети словно знакомятся со своими давно ушедшими отцами, многие из которых были гораздо младше них сейчас.
Больше фильмов, книг и других материалов об отцах ищите на сайте БАТЯ.Медиа.