«Девятый вид искусства» встречает музыку
Музыка – точнее, музыкальная индустрия – не ограничивается звуковой составляющей: она создаёт обложки альбомов, клипы, концерты и медиаобраз исполнителя. Благодаря открытости музыки, её сочетаемости с другими видами искусств, любой меломан назовёт вам примеры пересечений музыки, например, с кино, живописью и литературой. Сложнее будет найти того, кто расскажет о влиянии комиксов на музыку - но мы нашли.
Текст: Максим Трудов
Комиксы не являются ни литературным жанром, ни видом изобразительного искусства ни даже базовой анимационной раскадровкой. Принято считать, что это самостоятельный, так называемый “Девятый”, вид искусства, который обозначает ряд смежных изображений в смысловой последовательности, если пользлзоваться определением Скотта Макклауда из его «Понимания комикс
В музыкальной индустрии в качестве примера Девятого искусства можно взять Pink Floyd Comic Tour Book, который служила для нового тура группы в качестве программки на 1975 год. Полноценным комиксом эти 16 страниц за 25 пенсов вряд ли можно назвать, однако заметно, что авторы вдохновлялись эстетикой журналов комиксов того времени: здесь есть и рисованные истории, и головоломки, и дополнительная информация о членах группы.
Более верными формату комикса оказались ребята из Pulp, которые в 1995 году пригласили тогда ещё неизвестного Джейми Хьюлетта для создания графического клипа на песню Common people. Издание продавалось вместе с одноимённым синглом ещё до появления видеоролика и отличается тем, что слово в слово следует за текстом песни, представляя одни и те же иллюстрации для припева. Можно сказать, что этот вкладыш играл роль слов песни, иллюстрации к которым являются лишь приятным дополнением.
Если словосочетание «известный Джейми Хьюлетт» вызвало у вас смятение, а рисунки к Common people вызвали у вас ощущение дежавю, то расслабьтесь, потому что это имя художника, ответственного за появление Gorillaz. Британский художник заведует всем, что касается дизайна виртуальной группы: персонажи, клипы, альбомы, постеры и проч. Но до Gorillaz Хьюлетт уже успел сделать себе славу комиксиста, нарисовав в конце 80-х «Танкистку», которая, кстати, недавно вышла на русском языке.
В привлечении известных авторов комиксов к созданию дизайна группы нет ничего нового. Так Дэниел Клоуз, автор «Пейшенс» от этого года, часто рисовал обложки для альбомов различных зачастую малоизвестных групп. Занимался он этим, с его слов, исключительно ради денег, однако однажды так впечатлил одного из заказчиков, Тима Хенсли из группы Victor Banana, что тот бросил гитару и взялся за карандаш. Рядовой синефил знаком с творчеством Дэниела Клоуза по экранизациям его работ, таких как «Призрачный мир» (2001) с юной Скарлетт Йохансон, а скоро выходит «Уилсон» с Вуди Харрельсоном, сплагиаченный Шайей ЛаБафом HowardCantour.com.
Адриан Томине, менее известный комиксист и более известный автор обложек журнала The New Yorker, не так циничен, как Клоуз, и рисует для музыкальных альбомов больше для души. Он работал с различными группами, пока не встретился с Eels. Над созданием дизайна альбома Electro-Shock Blues работало целых четыре уже тогда зарекомендовавших себя в мире комиксов автора: Сэт (задняя сторона альбома), Честер Браун и Джо Мэтт (диск и внутренняя сторона альбома), а также Эдриан Томине (вкладыш). Рисунок последнего так понравился солисту группы, Марку Эверетту, что они стали тесно общаться и стали в конечном счёте близкими друзьями.
Случай с Эвереттом не является исключением. Так большим другом творческого коллектива Menomena является художник Крейг Томпсон, автор готовящегося к выходу на русском автобиографического романа «Одеяла». У группы и так всегда были достаточно необычное оформление альбомов. Их первая работа была выполнена в виде флипбука, где слова из фразы "The first Menomena album" перестраивались в название самого альбома, "I Am The Fun Blame Monster". Упаковка винила была ещё оригинальнее: из неё можно было собрать оригами монстра с двигающимся ртом.
Второй альбом был напротив максимально минималистичен, поэтому для третьего, Friend and Foe, нужно было придумать что-то особенное. Было решено сделать настоящее произведение искусства, поэтому было решено в этот раз пригласить художника со стороны, которым стал портлэндский автор комиксов Крейг Томпсон. Во время мозговых штурмов всплывали иногда совсем безумные идеи (уместить всю Библию с читабельным шрифтом, например), но все они крутились вокруг одного вопроса: как мы можем по максимуму использовать пространство упаковки? В конечном результате этот замысел был реализован и до сих пор остаётся непонятным, как показывать альбом на фотографиях, ничего не упустив, потому что Крэйг Томпсон не оставил на коробке ни одного живого места. Кроме этого, альбом выглядит по-разному с различными поворотами диска и без диска внутри, представив слушателям 8 отличающихся друг от друга форм. Тоже самое, но с некоторыми изменениями, было сделано и для винила. В 2008 году альбом был номинирован на «Грэмми» за лучшую упаковку записи, но проиграл, уступив Cassadaga от Bright Eyes.
Не всегда для обложки обязательно заказывать у художника новый рисунок, если вам уже приглянулась одна из его готовых работ. Так поступила группа Wilco, взяв для своего альбома Schmilco уже существующий стрип известного в интернета комиксиста Жоана Корнелья, чей Zonzo недавно появился на прилавках российских магазинов. По тому же пути пошли и Pink Floyd, когда использовали рисунок Джима Стеранко из комикса про Доктора Стрэнджа для альбома A Saucerful of Secrets.
Отдельное внимание стоит обратить на людей, которые находятся между музыкой и комиксами. Одно из первых мест в этом списке безусловно занимает Джерард Уэй, известный всем прежде всего как бывший солист My Chemical Romance и уже потом в качестве автора «Кайфоломов» и «Академии Амбрелла». Некоторые читатели, правда, относятся к его работам с долей пессимизма, считая их подходящей литературой только для фанатов певца, однако именно ему издательство DC доверило важный перезапуск одной из своих любимой критиками серий: Doom Patrol.
Другими более-менее известными музыкантами в сфере комиксов являются Макс Бемис, солист Say Anything и автор лучшего за последнее время комикса про людей-икс Worst X-Man Ever, а также Том Морелло, гитарист Rage Against The Machine и сценарист антиутопии Orchid.
Комиксы давно стали обыденным/привычным элементом окружающего мира, поэтому неудивительно, что они иногда становились темой популярных песен. Самыми известными являются Batdance от Принса, Flash от Queen и I Am the Law от Anthrax. Любопытной является песня Electric Barbarella от Duran Duran, потому что сама группа названа в честь одного из героев экранизации той самой Барбареллы. Однако самым популярный комиксным персонажем в музыке был и остаётся Супермэн: о нём пели и The Kinks, и R.E.M., и Lazlo Bane в заставке к сериалу «Клиника».
Намного сложнее найти примеры того, как музыка заимствовала у комиксов некоторые формальные признаки, а не содержание. В визуальном плане сразу же на ум приходит клип a-ha на песню Take on me, рассказывающей о любви одной девушки к персонажу из книжек с картинками. На протяжении всего ролика мы прыгаем за нарисованными персонажами, перескакивая с панели на панель в попытках оторваться от плохих парней.
Если ограничиться звуковой составлющей, то нельзя пройти мимо Comic Strip Сержа Генсбура, в котором исполнение Брижит Бардо классических “Бух”, “Бам” и “Тарарам” придаёт всей песне особый ритм.
Если ранее не знакомый мир комиксов не кажется больше таким недосягаемым, то вы готовы ко второй части статьи о музыке в комиксах. В ней вы узнаете о музыкальных начинаниях автора «Хранителей» и «V значит Вендетта», о зомби-битлз в гостях у Бэтмена, о любви издательства Marvel к хип-хопу и о комиксе, где все персонажи являются богами в облике Daft Punk, Florence and the Machine и, конечно, Канье Уэста. А за обзорными статьями пойдут более детальные - пишите, что вам интересно, нам в комментариях в соцсетях.