Из Оттавы в Осаку
В январе 2016-го года Chairlift выпустили третий альбом «Moth», а в декабре – объявили о том, что распадаются.
О Chairlift писать немного странно – это совершенно обычная поп-группа с хорошими песнями. Поэтому без глубоких размышлений и доказательств их вселенского значения я просто перескажу основные моменты, а вы просто послушайте пару песен.
Chairlift начинались в 2005-м как дуэт парочки Каролин Полачек и Аарона Пфеннинга, к которым через пару лет присоединился Патрик Уимберли. Звучало это всё довольно сентиментально и местами слащаво, порой до невозможности: на свой страх и риск можете переслушать прилипчивую песню “Bruises” из рекламы айпода, после которой их стала замечать широкая публика. К счастью, после первого альбома “Does You Inspire You” пара рассталась, и довольно унылый чувак Пфеннинг, иногда что-то гундосивший на заднем плане, ушёл из группы.
Оставшиеся двое стали обычной группой «мальчик+девочка» и записали второй альбом “Something”. Тематически там всё тоже про любовь, и снова девушка ведёт диалог с парнем: иногда буквально, как в песне “Wrong Opinion”; она любит его, он её разлюбил, она ждёт пока они встретятся (“Met Before”); она сама выходит на охоту (“Sidewalk Safari”), ну вы поняли.
На третьем альбоме “Moth” тема, что девушка может быть активной стороной в выборе партнёра, продолжает развиваться. Например, в песне “Romeo” обыгрывается миф об Аталанте, которая всех ухажёров заставляла соревноваться с собой в беге. Впереди бежали ухажёры, а за ними бежала с копьём Аталанта; если догоняла – убивала, если нет – соглашалась выйти замуж.
Полачек иногда пытаются записать в феминистки – причём на том основании, что она, мол, говорила, что можно не брить подмышки, выступала топлесс с заклеенными скотчем сосками и всё такое. Но как независимый субъект, совершенно без оглядки на мужчину, она пела только на дебютнике в первых двух песнях, сильно отличающихся от всей остальной дискографии – в песнях про загрязнение планеты мусором и про наркотики. Здравое зерно в этих попытках всё же есть: она, в частности, чётко рефлексирует ограниченность женских позиций в музыкальной индустрии по сравнению с мужскими (даже на сцене девушка — это чаще всего просто вокалистка; что и говорить о звукозаписи и менеджменте), и сама уделяет много времени работе на изменение этого представления — например, в студии.
В перерыве между вторым и третьим альбомом Chairlift Полачек успела выпустить сольник под именем Ramona Lisa, и попутно выяснилось, что она очень уверенно чувствует себя на сцене, угорает по хореографии и оперному вокалу, её зовут на фиты другие артисты, и вообще она и сама по себе боеспособная единица. Уимберли же стал всё больше заниматься продюсированием и студийной записью. Поэтому неудивительно, что, откатав тур в поддержку “Moth”, они сказали, что дальше будут работать по отдельности.
“Moth” интересно сделан: кроме хороших песен, на нём есть масса деталей, за которые цепляется ухо – каждый раз за новые. Ещё больше отсылок к Японии. Есть песни, где разбирается, например, желание хвастаться своим партнёром перед людьми и другие – менее банальные, чем раньше – темы. Короче, это самый удачный их альбом – поэтому не плачь о том, что это прошло, улыбнись, потому что это было.….