Как всё работает на самом деле
Авторы рейтинга школ Москвы уверяют: всё по-честному, прозрачно и независимо. Говорят, что рейтинг держит в тонусе, заставляет работать, исправлять ошибки. Но сомнения Хокинга не Кортеса развеять сложно. Он уверен, что школы попадают в рейтинг по умолчанию. Что список лучших — вообще не показатель.
Заявлять об абсолютной лживости/объективности не в его власти и не по его части. Поэтому он решил разобраться в фактах. Правда оказалась сложнее недоверчивого стереотипа. Итак, вот и мифы, и вот реальность.
Миф 1. Место в топе — заслуга самых умных
Раньше так и было. Потому что раньше места «давали» исключительно за результаты ЕГЭ и олимпиад. Теперь «школьные звезды» — не гарант успеха. Чтобы заработать рейтинг-баллы школа должна:
— проводить независимые проверки: как учеников, так и учителей. И чтобы не подводили;
— бороться с хитрецами. Чтобы не списывали на ЕГЭ. За таких ребят баллы отнимают;
— работать с детьми-инвалидами. Чем больше особенных ребят учатся в школе — тем больше баллов. Чем больше особенных ребят отличились на олимпиадах — тем больше баллов. Причём за каждого балл выше, чем за здорового ребёнка
— развивать способности детей. За участие в творческих конкурсах — баллы. За участие в соревнованиях — баллы;
— заниматься с дошкольниками. Заниматься с дошкольниками так, чтобы они пошли в первый класс этой же школы. Чем больше получилось таких первоклашек, тем больше баллов.
Вывод. Ученик может плохо сдать ЕГЭ, при этом хорошо бегать. Медаль за первое место — дополнительный балл школе. При этом ученик не отнимет балл у школы. Даже если он вообще этот ЕГЭ завалит (главное, чтобы не списывал). Ребёнок не может понизить позицию школы, он может только её повысить. Чем больше в школе возможностей для каждого, тем больше у этой школы баллов.
Миф 2. Результаты ЕГЭ — заслуга репетиторов, а не учителей
Достичь отметки «220» может любой осиливший школьную программу. Ведь задания на школьной программе и основаны. Задача учителей — готовить ребёнка к выпуску в течение всего периода обучения. То есть все одиннадцать лет. Задача репетитора — выйти за пределы школьной программы. Чаще всего экстренно, в короткий срок. Те, кто занимается с репетитором, как правило, получают «по своему профилю» не менее 270-280 баллов ЕГЭ.
Миф 3. Рейтинг отвлекает учителей от работы, школьников — от учебы
Кто-то придумал миф, что школы как-то дополнительно напрягаются ради рейтинга. В смысле, устраивают срочные проверки, мучают бедных детей, заставляют учителей вместо уроков заниматься «рейтинговыми задачами».
В действительности школы не пытаются в срочном порядке презентовать себя, чтобы не ударить в грязь лицом. А это и не сработает. Учащихся не заставляют проходить экстра-тестирования и бегать марафоны, чтобы показать «какие мы классные».
Рейтинг формируется автоматически на протяжении года: тихонько в сторонке наблюдают, как вы работаете, и выставляют баллы по результатам. Никаких «независимых экспертов», внеочередных «испытаний» и специального сбора информации.
Миф 4. Рейтинг — самоцель
Главная задача рейтинга — указать на проблемы. Столичный топ — рентген, который просвечивает плюсы и минусы учебных учреждений. Задача школ — залатать пробелы, взять пример с успешных. Коллективы топовых школ часто делятся инсайтом: участвуют в конференциях, онлайн-совещаниях, проводят презентации.
Примеры
В 2016-м школа № 2086 в рейтинге занимала 18 место. В 2014-2015 учебном году она находилась на 32 строчке. Улучшение позиций — комплексный результат:
увеличение количества олимпиадников и выпускников, набравших более 220 баллов и от 190 до 220 баллов ЕГЭ;
увеличение количества девятиклассников, набравших более 12 баллов по трем предметам ОГЭ;
участие в профессиональном конкурсе JuniorSkills;
увеличение количества детей, перешедших из дошкольного отделения в 1 класс.
По итогам 2014-2015 учебного года ГБОУ «Государственная столичная гимназия» в рейтинге занимала 50-е место. В 2016 году она «спустилась» на 62 позицию. Потеряла баллы из-за ухудшения «олимпиадных» результатов. При этом приобрела по следующим позициям:
количество зачетных результатов независимых диагностик МЦКО в 4-х и 7-х классах;
количество высоких результатов ОГЭ и ЕГЭ;
результаты обучающихся с ограниченными возможностями.