Открытые вопросы предполагают развёрнутый ответ собеседника. Начинаются со слов: что, как, какой, в связи с чем, зачем…
Применяются для:
- Установления контакта и создания у собеседника спокойного состояния.
- Создания атмосферы, при которой собеседник может свободно выбрать форму, объем ответа и расставить акценты.
- Поощрения немедленной обратной связи.
- Более детального анализа мнений и ценностей.
- Создания вовлеченности и заинтересованности.
- Проверки степени понимания.
Закрытые вопросы подразумевают короткие и точные ответы. Обычно они начинаются с «Можно...», «Вы будете...», «У вас есть...» и т. д. Кроме того, такие вопросы могут предлагать на выбор несколько альтернативных ответов, например: «Какой из следующих вариантов вы бы выбрали А, Б или В?»
Применяются:
- Когда достаточно прямого ответа «да» или «нет».
- Для получения или уточнения информации.
- Для подтверждения понимания фактов.
- Для подтверждения согласия или договоренности.
- Для принятия решения в случае, когда существуют только две альтернативы.
Типы вспомогательных вопросов
Вопросы, повышающие осознание
Фокусируют внимание на чувствах ученика, возможных последствиях и вариантах действий.
Например: «Как ты себя чувствовал, делая это?», или «Представь, каким это могло бы быть, если бы ты сделал по-другому?», или «Что ты можешь сделать, чтобы еще закрепить свое умение?»
Подтверждающие вопросы
Позволяют самому ученику более тщательно разобраться в причинах выбора того / иного варианта действий, осознать свои установки и чувства.
Например: «Как бы ты объяснил это кому-то еще…?», «Пожалуйста, помоги мне правильно понять тебя; можешь ли объяснить мне это другими словами?»
Важно, с какой интонацией эти вопросы задавать. Они могут вызвать конфронтацию.
Гипотетические вопросы
Помогают безопасно ввести новую идею, понятие или проверить, правильно ли вы понимаете последствия ранее полученного ответа.
Например: «А что, если...?», «Как насчет того, что...?»
Важно удерживать баланс: управлять беседой, но не навязывать свое мнение. Таких вопросов не должно быть очень много.
Проверочные вопросы
Помогают проверить то, что вы услышали, или скорректировать понимание, вникнуть в ход рассуждений другого человека. Например:«Обычно причина в этом, но хотел бы я знать, так ли это в данной ситуации?», или «Поясни, как ты пришел к такому выводу»
Важно, с какой интонацией эти вопросы задавать. Они могут вызвать конфронтацию, у собеседника может возникнуть ощущение, что его экзаменуют.
Любой вопрос нужно сформулировать так, чтобы вашему собеседнику ЗАХОТЕЛОСЬ отвечать.
Типы вопросов, которых следует избегать
Есть несколько типов вопросов, применение которых коучем и наставником недопустимо. Они не способствуют созданию доверительных отношений и могут спровоцировать негативные, защитные или двусмысленные реакции.
Не задавайте:
- Очень многословных вопросов — существует большая вероятность того, что они будут поняты неправильно.
- Нескольких вопросов сразу, объединяя их в один многосоставной вопрос — люди неизбежно будут выбирать сначала наиболее легкие части вопроса и избегать сложных, ответы на которые вам больше всего хочется получить.
- Наводящих или пристрастных вопросов: они обычно демонстрируют только то, что вы уже знаете или думаете, а не то, что действительно понимает или во что верит ученик.
- Хитрых вопросов с подвохом, если вы не объяснили их цели — они могут вызывать негодование и снижать мотивацию к ответу.