Помимо умения задавать вопросы, для того, чтобы быть преподавателем и коучем, важно уметь услышать ответы на них и отследить состояние собеседника. Это навыки слушания и калибровки.
Слушать и воспринимать информацию можно по-разному.
«Периферическое» слушание выполняется на бессознательном уровне. Например, вы можете разговаривать с собеседниками, ужиная в шумном ресторане, и улавливать при этом обрывки разговора, доносящиеся из-за соседнего столика.
«Очевидное» слушание — это то, чем мы занимаемся большую часть времени. Мы выглядим так, как если бы мы слушали, но на самом деле мы не очень сконцентрированы в этот момент, думаем о чём-то другом или формулируем свой ответ.
«Активное», или рефлексивное, слушание предполагает настоящую концентрацию на передаваемом сообщении в попытке понять не только смысл сказанного, но и то, как и почему это было сказано.
Именно способность слушать «активно» отличает хороших коммуникаторов от слабых. Подобно любому навыку, эффективное слушание требует самодисциплины и практики.
Большинство людей произносят около 125 слов в минуту, но могут продумывать их примерно в четыре раза быстрее. Это означает, что как слушатель вы обладаете свободой размышлять, которая, если вы не дисциплинируете себя, приводит к блужданию мысли и недостатку концентрации.
Слушатель может использовать свою скорость мышления на благо. Вы можете научиться употреблять это время на обобщение в уме того, что сказал говорящий, чтобы убедиться, что вы правильно поняли сообщение, и решить, нужно ли вам задать какие-либо дополнительные вопросы.
Полезно использовать такой прием как резюмирование.
Резюмировать – [фр. résumer] вкратце излагать сущность речи, совещаний или содержание какого либо сочинения.
Например: «Позволь мне проверить, правильно ли я понял…», «Ты сказал, что XYZ..., можешь более подробно пояснить, что именно ты имел в виду?» «Итак, мы обсудили, что… Верно?»
Задача этого приема - показать собеседнику, что вы услышали его слова, уточнить точность понимания и расставить важные акценты.
Что ещё полезно, чтобы слышать собеседника важно:
Уделять внимание эмоциональному настрою. Обращайте внимание на проявления эмоций собеседника и свои эмоции.
Замечать и сравнивать вербальные и невербальные сигналы.
Вербальные и невербальные сигналы, подаваемые человеком, могут не совпадать. Например, собеседник говорит уверенно и спокойно, но постоянно мнет и заламывает пальцы, либо крутит в руках авторучку (признак беспокойства, неуверенности в себе).
Проявлять видимую реакцию.
Каждый человек нуждается в понимании, во время монолога он обычно желает видеть, что его речь находит отклик у собеседника. Можно отреагировать на его слова мимикой или жестами, подтвердить свое внимание кивком.
Поощрять собеседника.
Иногда собеседника необходимо поощрять, чтобы он продолжил говорить на предложенную тему или, наоборот, перешел к другой.
Проявлять понимание.
Для того чтобы понять услышанное, можно повторить отдельные ключевые слова, произнесенные собеседником, или же задать ему уточняющий вопрос. Это позволит не только продемонстрировать внимание, но и уточнить, правильно ли восприняты слова собеседника.