В общении с учащимся, преподаватель может придерживаться разных стилей коммуникации и подачи информации: эксперт, наставник или коуч.
У каждого стиля есть свои сильные стороны и ограничения, предпочтение того или иного связано с личностными особенностями преподавателя, целями обучения и наличием ресурсов.
Давайте рассмотрим каждый стиль подробнее.
Эксперт делится своими знаниями. Его основная цель - передать информацию о технологиях, принципах и методах работы. Индивидуальные особенности учащегося зачастую учитываются лишь при подготовке материала. В общении преподаватель практически не отслеживает изменения состояния и реакции ученика. Этот стиль требует минимальных затрат от преподавателя, позволяет быстро передать большой объем информации. При этом, выстраивая обучение в экспертом стиле, преподаватель не может на 100% вовлечь ученика в обучение, не отслеживает степень его понимания и мотивацию к обучению.
Наставник делится не только своими знаниями, но и показывает модель поведения, может "поделиться" с подопечным своим авторитетом и полезными контактами. Придерживаясь этого стиля, преподаватель минимально отслеживает изменения в состоянии ученика. Прежде всего, контролирует, насколько поведение подопечного соответствует желаемому.
При таком стиле подачи информации и общения гораздо проще вовлечь человека и разделить с ним ответственность за результаты обучения. При этом, минимально задействован прошлый опыт обучаемого, его ценности и особенности личности.
Тренер / коуч создает обучающее пространство, формирует развивающие задачи. Цель обучения ставит сам человек, коуч при помощи вопросов и обратной связи помогает ему прийти к решению и выработать оптимальные варианты действий. Основной характеристикой этого стиля является полное доверие ученику, понимание, что он способен на всё, что захочет. Коуч в каждый момент времени отслеживает изменения в состоянии человека, его эмоции и уровень вовлеченности.
Это очень эффективный стиль для того, чтобы передать ответственность человеку за свое развитие. При этом, он требует больших затрат (времени, знаний, сил) от самого обучающего.
Как коуч, так и наставник, помимо знаний и модели поведения, передают еще и отношение к деятельности, могут учитывать и влиять на ценности и установки человека. При экспертом подходе такой эффект возникает значительно реже и только с высокозамотивированными учащимися.
Коучинг - это метод консультирования, где коуч ищет решения совместно с клиентом, помогает реализовать его социальный, личностный и творческий потенциал.
Для специалистов, выступающих в роли наставников, и хорошо знающих свою деятельность, бывает довольно непросто придерживаться позиции партнерства и доверия человеку, выстраивать процесс для поиска решений, а не просто рассказывать, что и как делать. Увы, стремление рассказать сразу, что и как нужно делать, зачастую снижает эффективность обучения и уровень инициативы учащегося.
Важно научиться подстраиваться под обучающегося, подбирать оптимальные для него способы взаимодействия и учитывать его отношение к той деятельности, о которой мы с ним говорим.
Если человек знает ЗАЧЕМ ему развивать свои навыки и мотивирован на достижение цели, остается только помочь ему понять КАК это сделать.
Если нет - работать с вопросом "КАК?" бесполезно. Нужно создавать условия для понимания им "зачем" и проявления внутренней мотивации.
Этапы наставничества
Разные стили преподавания могут быть уместны на разных этапах обучения навыку. Часто их называют этапами наставничества.
1 ЭТАП: Я рассказываю — ТЫ слушаешь.
2 ЭТАП: Я показываю — ТЫ смотришь.
3 ЭТАП: Сделаем вместе: ТЫ и Я.
4 ЭТАП: Сделай САМ, Я дам тебе обратную связь.
5 ЭТАП: ТЫ делаешь, ТЫ объясняешь.
Одной из наиболее распространённой форм развития навыков у профессионалов является развивающая беседа и анализ проделанной работы. Давайте рассмотрим возможную структуру такой беседы.