Каждому из нас время от времени приходится доносить информацию другим людям. И бывает очень непросто научить коллег и знакомых чему-то новому.
Почему? Есть несколько важных особенностей обучения взрослых, которые важно учитывать:
- Заинтересованность в результатах своего обучения. Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности.
- Самостоятельное принятие решения о необходимости того или иного блока. Невозможно научить взрослого тому, что он считает ненужным и неважным.
- Мотивация на практичность результатов обучения. Люди стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами, увидеть как результаты обучения можно применить в работе и жизни.
- Жизненный опыт — осознанный и нет. Взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности.
- Большая подверженность влиянию внеучебных факторов (профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов). Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности.
Как же быть в ситуациях, когда нужно донести информацию до взрослых людей?
Учитывать некоторые принципы:
1) Партнерская позиция в обучении. Подразумевает под собой: разделение ответственности между обучаемым и преподавателем; совместную разработку и введение правил и рамок для процесса обучения; создание безопасной среды для обучаемого (возможность открыто высказываться и совершать ошибки).
2) Опора на опыт обучаемых и его использование в процессе развития.
3) Практическая направленность любого обучения, возможность применить полученные знания и навыки в работе или в жизни.
4) Вовлеченность и самостоятельность учащихся.
5) Добровольность участия.