Если посмотреть современные рекламные проспекты и ролики — можно подумать, что внедорожник — это любое транспортное средство с приводом на все 4 колеса. Этим словом рекламщики в попытках продать как можно больше машин наивным клиентам называют машины, съезд с асфальта на которых грозит владельцу большими расходами и разочарованием в покупке.
Так где же грань между кроссоверами — городскими авто, способными при необходимости преодолеть последние пару километров до дачи по проселку, и внедорожниками — машинами, специально сконструированными для регулярной эксплуатации в условиях дикой местности и отсутствия дорог? Во избежание холиваров и прочих неожиданностей сразу предупреждаю — все, что написано ниже — исключительно мнение автора, и ваш любимый Кашкай, безусловно, рвет все УАЗики на 36 Симексах.
Как бы это ни было странно, но отличие внедорожника и кроссовера, в первую очередь, не в проходимости. Современные кроссоверы, снабженные мощными двигателями и умной электроникой, вполне способны потягаться в этом деле со стоковыми представителями внедорожного семейства, и в некоторых дисциплинах — даже выиграть у более тяжелых собратьев. Итак, главное, что отличает в моих глазах паркетник от внедорожника — способность длительное время без ущерба для себя энергично двигаться в условиях полного отсутствия дорог. Возвратно-поступательное движение в луже — не то же самое, что многодневная экспедиция по азимуту в раскисшей весенней степи или по сыпучим каменным подъемам и спускам Кавказа.
Второе, вытекающее из первого, отличие — надежность и минимальное количество неремонтопригодных в полевых условиях узлов и агрегатов. Если ваш авто может быть отремонтирован только с помощью хитроумного инструмента в условиях официального сервиса — ехать на нем дальше, чем сможет доехать эвакуатор — не стоит.
Третье отличие — жесткая, чаще всего рамная, конструкция кузова. Интернет переполнен роликами о том, как у машины отрываются лишние бамперы и куски кузова в попытках выдернуть очередной недовнедорожник оттуда, где он по задумкам конструктора, никогда не должен был оказаться, и откуда, по заверениям рекламщиков, его должны были вытащить роботы, выпрыгивающие из колес.
Четвертое. Рамная конструкция кузова дает, помимо запаса прочности, огромный потенциал для модернизации. Рано или поздно владелец внедорожника, использующий его по назначению, задается целью улучшить его способности. На машине с рамной конструкцией все улучшайзинги проходят в разы проще, дешевле, а главное — надежнее, чем на машинах с несущим кузовом. Новомодная «интегрированная рама» — тоже несущий кузов по сути.
Пятое. Доступность запчастей за пределами крупных городов. Представьте себе ситуацию, когда у вас, к примеру, вдали от цивилизации случилась поломка, требующая запчастей, которых с собой нет. В России в таком случае лучше всего будет если ваша машина называется УАЗ или Нива — запчасти к ним просты, нередко взаимозаменяемы с другими авто, и продаются в любом захудалом городишке прямо в наличии. Были случаи, когда удавалось находить запчасти к ним даже по ночам не дожидаясь утра. За пределами бывшего СССР наиболее распространены запчасти для Toyota Land Cruiser различных модификаций и их клонов. Также неплохо обстоят дела у Nissan Patrol и чуть хуже — у семейства Mitsubishi Pajero. «Моя машина не ломается» — это неправильный подход к делу. Ломается все. Даже рама. Пополам.
Шестое. Понижающий ряд в раздаточной коробке и блокировки дифференциалов. Как минимум — межосевого. Лучше — если есть еще и межколесные. Вискомуфта и имитации блокировок с помощью тормозов способны позволить проехать лужу или снежный занос, но длительные испытания бездорожьем им категорически противопоказаны.
И, наконец, последнее — нетребовательность к высококачественному топливу. Зачастую, вдали от густонаселеных районов, приходится заправляться на заправках «Василий Алибабаевич и Ко», и ваш двигатель должен быть к этому готов.
Вот как то так, в общих чертах, выглядит разница между "внедорожником" в глазах маркетологов и любителей парковаться на газоне, и Внедорожником, на котором и на край света не страшно поехать.
Как выбрать шины для внедорожника - читаем в отдельной статье