Найти тему

«Спартак» и метод Сузуки: Стратегии успешного обучения

Оглавление
Давид Лефрансуа, коуч, психолог, автор книг по коучингу, эксперт в науках о мозге
Давид Лефрансуа, коуч, психолог, автор книг по коучингу, эксперт в науках о мозге

Вопрос старый, как мир: как максимально быстро приобретать нужные знания? Слушать хорошего учителя? Или прочитать хорошую педагогическую книгу? Или просто начать и учиться уже «в процессе»?

Я много работал в рамках спортивного коучинга (в 9 различных дисциплинах с десятком чемпионов мира и олимпийских чемпионов), а также в шоубизнесе, где постоянно требуется развивать всё новые и новые навыки (вокальные, артистические и сценические). Есть ли что-то общее в обучающих практиках для совершенно разных сфер? Я хочу познакомить вас с методом, который в нейронауке получил название «гравюра».

-2

Присказка

Жила-была обыкновенная девочка. Её папа был футболистом, а она сама занималась танцами. Однажды, когда ей было 14 лет, она заявила: «Хочу играть в теннис, как моя подружка». Папа отвёл её в секцию, девочке очень понравилось. Тогда отец сказал: «Придётся выбирать. Или ты всерьез занимаешься теннисом и становишься лучшей в мире, или ты учишься». Судя по всему, девочка выбрала теннис. Они жили в Латвии, но переехали в Москву, где в пригороде есть знаменитый теннисный центр «Спартак». Фамилия девочки — Остапенко. Спустя несколько лет она выиграла чемпионат Роллан Гарос.

-3

Знакомство со «Спартаком»

Однажды, когда я был в России с лекцией TEDx, мне удалось выдать себя за журналиста и попасть в «Спартак». В этом мне помог друг из Французской федерации тенниса. Для тех, кто не знает, «Спартак» в мире тенниса — эталон тренировочного центра. Все российские игроки с мировым именем прошли через него. Все без единого исключения. Все эти Курниковы и Шараповы!

Когда мой знакомый обо всём для меня договорился, я вызвал такси и поехал. Таксист привёз меня в странное место в пригороде Москвы. Грязные бетонные стены, ничего похожего на центр с мировым именем в моем представлении. Как в моих лекциях на тему развития Восточной Европы на примере колхозов и совхозов.

— Это не может быть «Спартак». «Спартак» — это центр с мировым именем. Это не может быть здесь, — говорю таксисту.

— Да нет, это он и есть, тот самый «Спартак». И вон там на нём даже написано «Спартак» по-русски. А чего вы ждали?

Я не знал, тот ли это «Спартак» или эта надпись была здесь в качестве ориентира для местной мафии. В этот момент к машине подошла девушка, чтобы сопровождать меня в экскурсии по центру спортивной подготовки. Красивая такая девушка, как все в России.

-4

Тренировка

Мне повезло, я приехал в 10.30 утра и попал на самую середину тренировки девушек. Знаете, как они играют? Без ракетки! Без мяча! На двух рядом стоящих кортах.

С одной и с другой стороны одного корта 10 девушек в ряд. А на другом — две бывших чемпионки с мировым именем, оплачиваемых «Спартаком». Они методично, монотонно, равномерно играют между собой, перебрасывают мячик всё утро. Как машины! А девчонки за ними наблюдают и … повторяют те же движения!

Так тренируются все «новенькие», поступающие в «Спартак». В течение 6 месяцев они не касаются ни ракетки, ни мяча. И не имеет значения, что девчонки, возможно, уже были чемпионками России, Латвии, Литвы. Когда они поступают в «Спартак», ракетку в руки им не дают.

-5

Методика Сузуки

Знаете, почему они играют в теннис без ракетки и мяча 6 месяцев? Однажды «Спартак» открыл для себя методику Сузуки для обучения игре на скрипке. Это самая быстрая (и лучшая в мире) методика для начинающих скрипачей. Говорят, что скрипка — один из самых сложных музыкальных инструментов. Все обучающиеся по методике Сузуки осваивают её в 6 раз быстрее тех, кто это делает традиционно.

В течение 7 месяцев нужно держать в руках скрипку и … делать второй рукой движения с воображаемым смычком. Преподаватель руководит процессом: «Когда ты хочешь взять эту ноту, ты ведешь смычком вниз, когда эту — вверх». И в течение 7 месяцев ученики воспроизводят … только совершенный жест. Пока он намертво не отпечатается в мозге. Но заучивают они не только жест, но и … запоминают звук, который этот жест должен давать, т.к. музыка звучит одновременно.

-6

Научное обоснование методики

При таком процессе обучения генерируется нейросенсорная активность в 4 областях мозга, а при обычном — задействуются только две. Во всех стратегиях обучения, которые мы знаем на сегодня, стимулируются только правое и левое полушария головного мозга. И очень редко средний мозг и мозжечок.

Нейроисследования показывают: если необходимо добиться настоящих, глубинных, эффективных, мощных и быстрых изменений, т.е. эффективно освоить что-то новое, нужно, чтобы мозг посчитал эти изменения естественными. Для этого надо активизировать систематически и одновременно все 4 зоны головного мозга. Если хотя бы одна часть мозга оказывается незадействованной, это генерирует в нем сопротивление. Подавить сопротивление может только психологическое явление, называемое волей.

Замечали, как тяжело долго проявлять волю? Возможно, для предыдущих поколений воля была обычном явлением, но в настоящее время изобилия и легкой доступности любых удовольствий воля давно перешла в разряд редкостей. По этой причине мы берем на себя обязательства по самореализации и достижении целей, но за этим нет никакой конкретики.

Конкретика рождается из гармонии между 4 «измерениями» мозга.

Для справки

Левое полушарие — разделяет и анализирует, программирует. Это эта часть мозга говорит вам: «Через год я создам информационный продукт с такими-то преимуществами, смогу собрать столько-то человек в залах на лекциях и столько-то человек купят этот продукт в записи».

Правое полушарие — креативное. Оно придумает, как гармонизировать обстановку музыкой. Выбрать совершенно разных лекторов и представить, в каком порядке они могут идеально сочетаться.

У среднего мозга (префронтальная кора) две функции: сознание и эмоциональное измерение. Эмоциональное сознание.

Мозжечок — это ощущения, движение.

Подключая к процессу все 4 отдела головного мозга, мы не только существенно ускоряем процесс, но и убираем сопротивление обучению и необходимость волевого принуждения.

Еще больше интересных материалов на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с полезными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!