Мы мало знаем о том, как была организована ранняя церковь. В пределах одного большого региона, куда входило несколько епархий, какой-то город становился лидером. Первым среди равных становился главный епископ местности — сейчас бы это назвали словом «координатор».
Так церковь жила, пока она не была связана с государственной властью, но все изменилось в IV веке. Тогда стали образовываться большие агломераты митрополий, каждая из которых содержала по несколько епархий, и в начале V века эти гигантские образования стали называться патриархатами. То есть патриархаты — это явление, связанное исключительно с организацией церкви внутри христианской империи.
Казалось бы, за пределами христианской империи не должно быть патриархатов. Но церковь развивалась и за пределами Византии в огромном и сильнейшем государстве того времени — Сасанидском зороастрийском Иране. Потом Иран и значительная часть Византии были завоеваны Арабским халифатом, а на его месте возникали другие исламские государства, последним из которых была османская Турция.
Тогда патриархаты получили другой статус: исламскому государству выгодно было договариваться с патриархатом, чтобы через него управлять христианскими подданными. Внутри османского государства сформировалась система миллетов и появился миллет православных христиан. Миллет — это любая народность, которая в данном случае определяется религией. Османское законодательство признавало разные народности, и во главе каждой из них стоял миллет-баши, то есть глава своего народа. Патриарх константинопольский был миллет-баши народности под названием рум — римлян, византийцев, то есть православных христиан. Вышло так, что церковь в Османской империи получила светские функции, которые изначально не были ей свойственны.
В Османской империи патриарх буквально отвечал головой за поведение христианских подданных. Когда в 1821 году греки подняли восстание, перед османским законодательством в этом был виноват миллет-баши патриарх Григорий, которого повесили на воротах Фанара. Ему не помогло даже то, что он анафематствовал всех восставших. Восставшие, правда, его потом прославили как мученика и предпочитали не вспоминать об анафеме.
В современном мире государства светские, в них нет деления подданных по вероисповеданию. И формально все причины для существования патриаршества исчезли в далеком прошлом.
Вадим Лурье, доктор философских наук, сотрудник научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ в Перми