Наверное, самым досадным фактором современной городской зимы можно назвать воздействие соли, которой посыпают наши дворы и дороги на обувь. Белесые разводы, которые глубоко проступают на материале обуви, не только портят внешний вид наших сапог и ботинок, но и существенно снижают срок их эксплуатации.
Посыпать дороги солью для ускорения таяния снега и наледи придумали не современные дворники - во времена СССР эта практика тоже была довольно распространенной. Но в некоторых случаях дело принимало и вовсе гигантский размах. Так, например, в 1976 году научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений СССР заключил договор с НИИ Арктики и Антарктики о разработке современных методов строительства аэродромов в условиях севера.
Ведь основная проблема того времени заключалась в том, что сильные морозы снег становился рыхлым и чрезвычайно сыпучим, т.е. совершенно непригодным для взлетно-посадочных полос (напомню, речь идет об Арктике и Антарктике, где лопатой до асфальта полосу не расчистишь). Одному из ведущих инженеров НИИ вспомнился случай, когда на Чукотке пытались бороться с сыпучестью снега и поливали его водой. В итоге - получалась ледяная корка, хрупкая и ломкая. А вот когда полосу полили морской соленой водой - Анадырь до самой весны беспроблемно отправлял и принимал самолеты.
Объясняется это просто: соли со снегом образуют определенные смеси, у которых совсем иная поликристаллическая структура и более прочные связи, нежели у отдельно взятых компонентов. Если соли будет очень много, то снег начнет таять, чем и пользуются дворники, а вот если ее количество уменьшить, снег лишь чуть-чуть подтает и его можно уплотнять.
Разработчики проекта учли все нюансы: для каждой температуры - своя соль, своя концентрация. "Пересол" или "недосол" проверялся на специальном лабораторном устройстве, и затем уже на основании полученных данных ученые составляли оптимальные смеси для эксплуатации "соленых" взлетно-посадочных полос в условиях севера.
Полярники с большим стажем работы в суровых погодных условиях в первую очередь заинтересовались вопросом - как доставлять соль в таких больших количествах. Как выяснилось, перевозить тонны соли из одной точки страны в другую и не нужно: в Антарктиде достаточно собственной соли. Оказывается, нижние слои ледников превращаются в своеобразную пористую массу, которая "накачивается" морской солью, впитывает ее, словно губка.
На материке происходит ее вымораживание, в результате чего образуются самые настоящие соляные залежи и при надлежащей технической обработке добыча антарктической соли - всего лишь вопрос недалекого времени. И, как надеялись разработчики проекта о строительстве "соляных аэродромов", практика использования обычной соли очень пригодится и другим заснеженным регионам СССР - ведь это существенно снижает затраты на обслуживание взлетно-посадочных полос.
Однако судьба этого проекта осталась неизвестной - было ли применено широкое использование соли или как и в других случаях, рацпредложение приняли и потом благополучно о нем забыли - сегодня об этом ничего не известно. Если у кого-нибудь из читателей есть достоверная информация по этому поводу - отпишитесь, будет любопытно ознакомиться!
Традиционно, на десерт - рассказ про то, как в СССР производили очки для ГЛУХИХ.