Найти тему
Жесткий переплет

Люди и пчелы.

(О книге: Лунде Майя. История пчел.- М. Фантом Пресс, 2018)

В основе романа Майи Лунде "История пчел" лежит реальная экологическая проблема: исчезновение пчел на нашей планете может привести к гуманитарной катастрофе. Еще Эйнштейн говорил о том, что человечества не станет через четыре года после исчезновения пчел. Вывод логичный (нет опыления, нет и урожая), но прогресс может внести коррективы даже в тезисы такого гения, как Эйнштейн. Уже сегодня каждый огородник может купить семена не требующих опыления огурцов, а фермеры и агрохолдинги не слишком-то и заинтересованы в услугах пчеловодов - на урожай подсолнечника наличие пасеки у поля особо не влияет. А ведь еще лет тридцать назад практически каждый совхоз и колхоз имел собственное пчелохозяйство. Сегодня за "спасение планеты" отвечают разрозненные мелкие буржуа-пчеловоды - таковы, к примеру, герои одной из сюжетных линий романа Майи Лунде фермеры Джордж и его сын Том.

Да, человечество, пожалуй, не вымрет, если пчелы исчезнут (и в этом плане Лунде дает более точный прогноз, нежели Эйнштейн), но это не снимает реальной угрозы. Выжить человеку без пчел будет гораздо сложнее, о нынешнем благосостоянии скорее всего придется позабыть. И, да, пчелы действительно вымирают. Об этом вам скажет любой пчеловод, видевший опустевшие по осени из-за варроатоза ульи и гибель пчел в результате химической обработки полей весной.

Американский фермер Джордж - герой из настоящего, наш современник - до поры до времени справляется со всеми напастями, как и большинство пчеловодов. Тяжелый труд (зимой - столярка, летом - в полях) обеспечивает его семью хлебом насущным, пока сама природа не дает сбой. Пчелы загадочным образом начинают исчезать из ульев, сын Том (долгожданный помощник) получает стипендию в колледже и решает заняться наукой вместо работы на отцовской пасеке. Семейная драма смыкается с общечеловеческой.

Собственно, "История пчел" и есть хороший семейный психологический роман, лишь для пикантности приправленный постапокалиптическим антуражем. Опустевшие улицы Пекина с бандами голодных подростков, брошенные на смерть старики, люди, лазающие по деревьям и опыляющие каждый цветок вместо пчел, - все это в романе присутствует, но не играет определяющую роль. Гораздо боле важно для Лунде показать кризис отдельной семьи в прошлом, настоящем и будущем, попытаться объяснить, что же разъединяет некогда близких людей, и как найти в себе силы противостоять окончательному распаду.

Сюжетная линия из прошлого - это по большому счету история кризиса среднего возраста. Периодически автор возвращает нас в Англию середины 19 века, где мы следим за непростой жизнью сельского лавочника ( и по совместительству ученого-естествоиспытателя) Уильяма Сэведжа, который потерял интерес к жизни и страдает от жесткой депрессии. Постепенно научные интересы заменяются необходимостью заработка и обеспечения большой семьи, подающий надежды ученый превращается в обрюзгшего обывателя, чтение книг сменяется на деревенскую торговлю, а затем и на тихое угасание в смрадной комнате собственного дома.

На первый взгляд кажется, что корень всего этого зла в многодетной семье, ставшей обузой, но это, конечно, не так: дочь помогает вернуться Сэведжу к жизни, к естествознанию, даже помогает в конструировании улья новой системы, но тщетно: дело не в семье, не в быте и не в заедающей среде - дело в человеческой слабости и в неспособности бороться.

Уже знакомый нам фермер Джордж из 2007-го напротив сражается до последнего. Сражается тогда, когда его покидает единственный сын, когда жена готова бросить хозяйство и уехать на юг, когда пчелы начинают погибать. По факту он тоже оказывается проигравшим, но на деле это поражение стоит многих побед: опыт борьбы становится бесценным для будущего поколения, поколения, живущего на планете без пчел.

История Тао, ее мужа Куаня и сына Вей-Веня из депрессивного Китая будущего выглядит подлинной трагедией на фоне семейных драм прошлого и настоящего. Молодые люди, практически без выходных работающие на опылении деревьев и сборке урожая, теряют маленького ребенка при невыясненных обстоятельствах. Еще одна семья рушится, муж не может простить жену, и тихая интеллектуалка Тао начинает собственное расследование. Да, это еще одна история честного поединка прежде всего с самим собой, а уж потом с государственной машиной, которая с присущей ей неповоротливостью пытается скрыть то, что скрывать уже давно не стоит. При чем же здесь пчелы? Пожалуй, вы уже догадались, что история этих насекомых не прервалась во времена Джорджа и Тома, и в Китае она еще получит свое развитие.

Собственно, пчелы - это не только связующее звено между поколениями. Это еще и заглавная метафора романа. Отчего жизнь этих существ так привлекает человека? Не только потому, что пчелиный улей - это не похожая ни на что отдельная вселенная. Еще и потому, что эти небольшие насекомые могут как подарить жизнь, так ее и отнять. Пчелы делают все, чтобы жизнь человека была более комфортной. Человек делает многое для того, чтобы пчел на планете не осталось. Укус пчелы может привести к смерти одного человека, исчезновение пчел может привести к смерти тысяч людей.

Майя Лунде, без сомнения, неплохо изучила матчасть - это и теория пчеловодства, и биология пчел. Хотя и не без огрех. Например, Сэведж пытается продемонстрировать работу пчел своей семье перед закатом солнца. Думаю, в реальности это закончилось бы плачевно и для пчеловода, и для его семьи - лезть вечером в улей очень не рекомендуется. Или его дочь забавляется тем, что достает из улья маток - это уже могло закончиться гибелью самих пчел. Фермер Джордж зачем-то сжигает дорогостоящие ульи, в то время, как их обычно дезинфицируют. А купить готовые ульи Джорджу оказывается дешевле, нежели делать самому - странно, обычно пчеловоды занимаются сами столяркой как раз, чтобы сэкономить. Впрочем, это всего лишь досадные мелочи.

Достоинства романа в другом: Лунде может внятно рассказывать истории, которые трогают читателя, она умело вплетает элементы классической семейной саги в полотно современного фрагментарного полиромана, ее взгляд в будущее предельно корректен, а сама попытка построения подобной антиутопии (мира без пчел) весьма актуальна для нас. Людей, живущих в мире, в котором пчелы пока еще есть.

Евгений Фурин.