Найти тему
Судострой

Насколько серьёзна новая альтернатива Суэцкому каналу?

Фото: www.suezcanal.gov.eg
Фото: www.suezcanal.gov.eg

Россия, Индия и Иран готовят запуск мультимодального транспортного пути, который составит конкуренцию Суэцкому каналу. Встреча, на которой будут обсуждаться особенности нового проекта, состоится в ноябре 2018 года, сообщает иранский телеканал Press TV.

Предполагается, что Международный транспортный коридор "Север – Юг" (именно такое название получил проект) свяжет побережье Индии с Северной Европой. Грузы будут доставляться несколькими видами транспорта.

Из индийского Мумбаи товары морским путём через Аравийское море и Персидский залив будут поступать в иранский порт Бендер-Аббас. Затем автомобильным транспортом контейнеры будут доставляться на побережье Каспийского моря в порт Бендер-Энзели. Оттуда грузы снова морским путём будут доставляться в Баку или Астрахань, а затем по железной дороге в Европу.

Схема коридора "Север - Юг" / Инфографика: Tehran Times
Схема коридора "Север - Юг" / Инфографика: Tehran Times

По данным иранского телеканала, маршрут протяжённостью 7,2 тыс. км должен составить конкуренцию не много не мало, самому Суэцкому каналу, через который проходит до 10% мирового грузооборота. Так, по подсчётам инициаторов проекта "Север – Юг", доставка контейнера из Мумбаи в Москву по новому коридору обойдётся на 30-40% дешевле и быстрее на 20 дней, чем через Египет.

Впрочем, если обратиться к цифрам, то конкуренция с Суэцким каналом получается достаточно условная. Ежегодно по коридору "Север – Юг" можно будет перевозить 20-30 млн тонн грузов. Для сравнения, грузооборот Суэцкого канала в 2017 году превысил 1 млрд тонн грузов. Разница в десятки раз говорит сама за себя.

Также следует отметить, что коридор "Север – Юг" не такой уж и новый проект. Во время Второй мировой войны этот маршрут использовался для доставки грузов из США в СССР. Также есть данные, что ещё раньше с помощью этого коридора Британская империя поддерживала сообщение со своими индийскими колониями, в то время как морской путь находился под контролем Португалии.

Кроме того, существуют определённые транспортные ограничения. Для развития коридора потребуется модернизация иранских портов и внутренних транспортных сетей. Впрочем, Иран рассчитывает на то, что коридор "Север – Юг" частично совпадёт с сухопутной веткой китайского транспортного мега-проекта "Один пояс, один путь".

Наконец, это не первая альтернатива Суэцкому каналу, которую продвигает Россия. Ранее перевозчиков из Азии в Европу активно зазывали на Северный морской путь (СМП). Этот путь действительно короче, но иностранцев, помимо климатических условий, смущает ограниченный период навигации, недостаточная развитость береговой инфраструктуры и средств спасения, особенно, в восточной части Севморпути. Все эти повышенные риски приводят к увеличению цены страховки для судовладельцев. Также использование ледокольной проводки влечёт за собой дополнительные расходы.

Контейнеровоз Venta Maersk на Севморпути / Фото: Атомфлот
Контейнеровоз Venta Maersk на Севморпути / Фото: Атомфлот

В результате, несмотря на серьёзную экономию топлива и времени, по Севморпути пока что возят, в основном, российские природные ресурсы и грузы в рамках северного завоза. Международные контейнерные перевозчики в Арктику не спешат. В сентябре 2018 года контейнеровоз Venta Maersk совершил пробный переход по СМП. По его итогам компания Maersk заявила, что пока не рассматривает Севморпуть как коммерческую альтернативу существующей сети.

Выходит, что международный транспортный коридор " Север – Юг" окажется лишь частичной альтернативой Суэцу, и то при условии наличия качественной инфраструктуры.