Забавно всё-таки наше восхождение на Ивановский холм! Мы – не в Японии, где широко известно хокку:
Тихо-тихо ползи,
Улитка по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Мы и одной пятой не прошли, а уже столько всего видели и знаем! Уверен, те, кого водят сейчас по историческим местам Кремля, впитали в себя существенно меньше информации и красот. Что же будет, когда мы в Кремле окажемся? Это есть в моих планах, пусть и не близких.
Поднимаясь сейчас по улице Забелина (на всех картах она названа без инициалов), важно смотреть по сторонам и щелкать затворами фотоаппаратов направо и налево. Всё-таки чудесная вышла задумка у московского правительства сделать эту улочку пешеходной зоной!
Прекрасное место! И в честь Великого Человека переименована из скучного названия Большой Ивановский переулок. Ведь Иван Егорович Забелин, всю свою жизнь посвятил Истории. Истории становления Русского государства, эпохи Киевской Руси, истории Русской Смуты, истории Москвы, в конце концов! И как памятник нерукотворный – вся личная библиотека учёного легла в основу книжного собрания Государственной публичной исторической библиотеки России. Их всех московских Храмов Книги – этот самый любимый мною, в студенческие годы я с удовольствием пропадал тут целыми неделями. Не свой Университет я вспоминаю, а Библиотеку.
Чем выше мы поднимаемся по улочке, тем всё ближе и ближе к нам по правой стороне высокие крепостные стены, словно измазанные штукатуркой. А в окнах за ними сохранились с советских пор прозрачные стеклоблоки. Они применялись в том числе и там, где нужен был свет Дня, но так, чтоб он был недостижим. Тсс, мы подступаем к территории многолетнего (многовекового?) Ужаса…
Сейчас самое лучшее – перекреститься на горящие от Солнца кресты церкви князя Владимира, что прямо перед нами. Стоящий на насыпи, белый как пломбир, он – как некий Пряник перед применением Кнута. Успокаивает душу…
Ох, что-то я разнервничался… Пока я судорожно глотаю успокоительное, поверните взоры влево. Если мы ещё не прошли мимо (не могли успеть!), то в уютном дворике, окруженный пожелтевшими хостами, стоит бюст человеку, а рядом – невысокое здание с флагами.
Мы во дворике дома № 3, где располагается Императорское Православное Палестинское Общество, а Василий Николаевич Хитрово́ являлся его основателем. Что же это за Организация и почему она нам так важна сегодня? Своё начало он ведёт с 1871 года, когда её будущий основатель впервые посетил Святую землю и был просто очарован. Надобно помнить, что на момент паломничества, то есть осознанного посещения тех мест, которые имеют сакральный смысл для верующего, Василий Николаевич был чиновником. Да каким! Никакого отношения к святости или туризму!! Он занимался тем, чтобы в императорской России были и действовали ссудо-сберегательных товарищества. То есть – чиновник, занимающийся Деньгами.
Мы не знаем точно, какое снизошло на него Откровение, но после своего возвращения из Святой Земли он ревностно взялся за то, чтобы русский народ посещал эти места как можно чаще, и не испытывал в пути никаких неудобств. Василий Николаевич досконально изучил весь маршрут следования паломников, придирчиво всё проработал, устранил проблемы и… Идея заработала! Да так, что ровно через десять лет, Иерусалим посетили Великие князья Сергей и Павел Александровичи Романовы. А после - Василий Николаевич возглавил Палестинское Общество, главной задачей которого стало укрепление Православия в этом изначально неспокойном регионе, да сделать так, чтобы поток паломников-россиян только увеличивался. Этот Человек со своей задачей справился, Общество существует по сей день, в его здании даже есть музей, а на эмблеме изображена монограмма имени Христа — хризма, и слова пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Эти слова – девиз Общества.
Вы видели фильм «Планета Православия»? Если нет, то начните с того, где в роли ведущего - актёр Александр Балуев. Он гуляет по Стамбулу (как-никак, Турция – самое популярное нынче направление) и показывает исчезающие христианские святыни и рассказывает о том, что дало миру Дело Христа. Я не знаю, создан ли фильм при участии Общества, но суть и актуальность показывает предельно ясно. Иисус был великим новатором человеческих отношений. К просмотру – обязательно всем, вне зависимости от верю-не верю. Лишней информации не бывает!
Ну, а мы – вновь на уходящей вверх улице Ивана Забелина, отдохнувшие и вдохновленные. Теперь же нам ничего не страшно, да? Мы ж круче всех?!
Друзья мои, высокие стены и строения за ними плюс две колокольни – это монастырь. Иоанно-Предтеченский ставропигиальный (то есть подчиняющийся лично Патриарху) женский монастырь.
Хорошо, что сижу за компьютером и не говорю, а пишу эти строки! Так и слышу возмущенное «ну и что?!» и заливистый смех… Нашёл чем людей пугать, пха! Женским! Монастырём! Коих в государстве сотни! Ну, точно автор не в себе…
Да, женский. Да, действующий. Да, монастырь. В центре Москвы. В паре километров от Кремля и Лубянки. Последнюю приплёл не случайно – тот, кто одного возраста со мной либо старше, поймут моё сравнение. И вместе со всем вышеперечисленным – это одно из самых жутких мест в Москве.
Оно связано с душегубцем государственного масштаба Иваном Грозным (в зарубежных хрониках – Ужасным). Тут же отметилась больная на всю голову Салтычиха. Кто читал у Григория Данилевского про Княжну Тараканову – знайте, что и с ней это место связано и не зря граф Алексей Орлов так мучился перед смертью. Мучились и страдали и многие другие, когда на территории монастыря в 1919 году был открыт концентрационный лагерь особого назначения.
Вот посмотришь иной раз вглубь Истории и начинаешь взаправду верить, что проклятое однажды место остаётся таким навсегда. Половина тысячелетия прошла – и ничегошеньки…
Подробности – как, кого, за что и почему – в следующей публикации. Поплакать от радости, глядя вниз по Малому Ивановскому переулку я тоже рассчитываю тогда же. А пока я отпаиваю себя прозаком – поддержите незадачливого писателя лайком и молитвой. А то следующей серии «Бесконечного путешествия по Москве» может и не выйти…