Распространенные ошибки писателей: навязанное описание героя, предсказуемость, штампы
У качественной литературы много секретов. Суровая правда: даже применяя все советы, вы можете не добиться эффекта. Но если не усвоить трех простых вещей, текст обречен на провал с гарантией 99 %.
Первая ошибка: описание героя навязывается «закадровыми» словами автора, особенно если в его действиях мы подобного не наблюдаем. Вторая: неумение работать с интригой, то есть когда читатель быстро догадывается, чем всё закончится, когда всё предсказуемо. И третья: обилие банальностей и штампов, когда «вторичность» бросается в глаза и затмевает авторский замысел.
Теперь подробнее.
Герой: автор и сцена
Суть в том, что автор, конечно имеет право выражать свое мнение о созданных им персонажах, но лучше, если выводы сделает читатель на основании происходящего. Вместо того, чтобы персонаж раскрывался «на сцене» некоторые авторы долго рассказывают о нем, мусолят описания психологических портретов. Это ошибка.
Давайте на примерах. Классический в этом плане ляп допустили соавторы серии книг, подписанные именем главного героя, Макса Фрая. Например, говоря о начальнике Макса, Джуффине, авторы используют страшные определения. Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин называют его великим и ужасным. Но где доказательства? В действии он выглядит вполне приличным и симпатичным человеком. Если же он делает что-то хорошее, это объясняется его позитивным настроением в этот день.
Подобные ошибки случаются и в более известных, даже классических, произведениях. Только в меньшем масштабе. Порой кажется, что мнение автора подано не очень тонко. Даже у Ремарка нашел этот косяк, но буквально в одном абзаце. Посмотрите вместе с контекстом:
— Есть у тебя при себе наличные?
Роза услужливо достала сумочку, залитую кофе:
— Только пять марок, Артур, ведь я не знала, что ты придешь, но дома есть больше.
Жестом паши Артур небрежно опустил серебро в жилетный карман.
— Ничего и не заработаешь, если будешь тут продавливать диван задницей, — пробурчал он недовольно.
— Сейчас пойду, Артур. Но теперь какая же работа? Время ужина.
— Мелкий скот тоже дает навоз, — заявил Артур.
— Иду, иду.
— Что ж… — Артур прикоснулся к котелку. — Часов в двенадцать загляну снова.
Развинченной походкой он направился к выходу. Роза блаженно смотрела ему вслед. Он вышел, не закрыв за собою дверь.
— Вот верблюд! — выругался Алоис.
Роза с гордостью посмотрела на нас:
— Разве он не великолепен? Его ничем не проймешь. И где это он проторчал столько времени? — Разве ты не заметила по цвету лица? — сказала Валли. — В надежном местечке. Тоже мне! Герой!
— Ты не знаешь его…
— Я его достаточно знаю, — сказала Валли.
— Тебе этого не понять. — Роза встала. — Настоящий мужчина, вот он кто! Не какая-нибудь слезливая размазня. Ну, я пошла. Привет, детки!
Помолодевшая и окрыленная, она вышла, покачивая бедрами. Снова появился кто-то, кому она сможет отдавать свои деньги, чтобы он их пропивал, а потом еще и бил ее в придачу. Роза была счастлива.
Сначала герои (Роза и Артур) раскрываются образцово, в действии. Но завершающий абзац получился слишком топорным, лишним. С ними и так было всё ясно.
Интрига: предсказуемость убивает
А как работать с интригой? Предсказуемость убивает. Интерес читателя, само произведение… Работа с интригой должна быть филигранна, иначе возникнет скука, которая помешает даже дочитать рассказ. Либо же читатель понадеется на то, что понял неправильно, а дочитав, разочаруется.
Как этого не допустить? Задайте себе некоторые вопросы:
- Какова моя целевая аудитория? Насколько она знакома с темой? Что я готов предложить нового?
- Популярна ли сама тема в нашем веке? Придумал ли я, под каким углом ее подать? Как придать идее новое звучание?
- Способен ли я обмануть ожидания читателя? Если это проза, речь о развязке, если стихотворение, то, например, о рифме. Но нужно перевернуть смысл, удивить, даже шокировать. Иначе скучно. Такое уж время нынче.
Хотите забавный пример? Пожалуйста. Чтобы вы не терялись в догадках, что это за такой «крутой» чувак нас учит, посмотрите сюда. Это мой рассказ, в котором я попытался написать легкую историю с неожиданным концом. Почти все читатели говорили, что сразу догадались, каков будет финал. Стыдно, конечно, но ничего не поделаешь. Выводы я сделал. Зато теперь вам проще будет воспринимать мою критику классиков. :) Это всё — от желания сделать искусство лучше. И свои творческие потуги я тоже готов воспринимать критически.
Штампы не должны иметь место на страницах нашей печати
Штампы — это прежде всего фразы и выражения, которые затерты до дыр. Вот, кстати, «затерты до дыр» — тоже штамп. И «на страницах нашей печати». И «должны иметь место». Намеренные. А под банальностями я подразумеваю подачу очевидных и известных людям вещей. После которых хочется сказать: «Да ладно?! Неужели?!»
Если вы хотите знать о штампах и банальностях, почитайте Коэльо. Не отрицаю его таланта комбинировать собранную где-то информацию, но вторичность второстепенных компонентов его произведений перевешивает порой оригинальный сюжет. Я прочел лишь два его произведения, «Алхимика» и «Заир», но этого было достаточно, чтобы сказать одной своей читающей знакомой: «Коэльо пишет одинаково». Она прочитала больше его творений и была полностью согласна. Это заметьте, критика самого стиля заимствовать чужое. Не отрицаю некоторых положительных сторон его произведений — например, хотя он и такой себе «кэп Очевидность», порой подача очевидностей выглядела лично для меня симпатично и своевременно.
Что особенно плохо: чем чаще человека «кормить» штампами и стереотипами, тем больше он тупеет. А ведь литература должна достигать благородных целей...
Для иллюстрации. Вот что делают с мозгом человека штампы:
Мозг становится грустнее, печальнее и в итоге смотрит на мир с явной обидой.
Итак, давайте для себя навсегда решим, от чего отказаться при создании шедевров литературы. От навязанных «топорных» авторских описаний героев, от предсказуемости и штампов. Если хотите, можете поделиться в комментариях своими примерами подобных косяков у известных или неизвестных авторов. Также готов к обратной связи по поводу подачи подобных тем. Хвалите, ругайте, но не молчите!