Работа со структурой и внутренней мотивацией героя
Как-то мы уже отмечали, что история зацепит читателя, если он примерит ее на себя, переживет ее как свой опыт. Но для достижения этого эффекта мало подумать о гештальте, инсайте и катарсисе. Как развивать сюжет? Как описывать внутреннюю мотивацию? Это тоже важные вопросы. При их обсуждении, чтобы закрепить урок, мы непременно затронем примеры из классической и обычной литературы.
Конфликт: движение вместо статичности
Опорными точками для любой истории служат сюжет (развитие событий в определенной последовательности), герой (его личность и характер) и смысл (тема под определенным углом). Автор начинает обычно с описания места, времени, личности персонажей. Это нормально и даже необходимо. Но данные компоненты — только фон. Без излишней волокиты надо бы погрузить читателя в конфликт. Иначе он может быстро заскучать.
Порядок действий и суть. Конфликт обычно является следствием предположения. Это когда прямо или косвенно звучит вопрос: «А что, если…?» Далее следуют упоминание героя, а также внешнее препятствие, с которым он сталкивается. Когда нужно разрешить задачу, появляется движение, а у читателя подогревается интерес к происходящему.
Важность конфликта. Но интерес — это еще не всё. Без конфликта ситуация имеет несколько статичный характер. Помню, как в детстве читал несколько произведений Чейза, очень модного тогда писателя детективного жанра. Главный их парадокс и минус для меня — несмотря на обилие трагедий и жертв (попросту говоря, там лужи крови и горы трупов), истории не трогали. «Ну и что?» — хотелось спросить. Страшное равнодушие внутри. По сути, именно внутренний конфликт, которого там не хватало, придает движение, вовлекает в суть. Думаю, тексты Чейза по этой причине можно смело занести в однодневное чтиво.
Как работать? Важный момент — интересно описать, что за проблема стоит извне и почему герой выбирает тот или иной образ действий, то есть попытаться заглянуть в его нутро. Что происходит и где — это описывают все. Но именно вопрос «почему?» оживляет конфликт, концентрирует внимание на его важности. Это не означает, конечно, что вопрос «почему?» нужно задавать в лоб, его нужно разместить как бы между строк.
Какую роль играет сюжет? Сюжет служит фоном и контекстом. Он и должен ответить на вопрос, почему герой трансформирует свой внутренний мир, делает переоценку ценностей.
Как определить, какая грань является ведущей, ключевой? В этом плане интересным показателем является главный герой — от его лица обычно ведется повествование. Школьники часто путают образ лирического героя (автора-рассказчика) и писателя. Есть и другая крайность: совершенно отделить писателя от героя. Истина же в том, что автор вкладывает обычно в героя какую-то свою ценность, которую тот разделяет. Другое дело, что эта ценность может неправильно реализовываться.
Пример. «Преступление и наказание» Достоевского — интереснейший пример иллюстрации нашей темы. Конфликт Раскольникова не только в том, чтобы определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет». Вспомните, зачем ему это было? Сможет ли он без угрызений совести совершить убийство, как это делают великие. Да, за этими его размышлениями стоит и нечто более глобальное. Для героя важно попробовать стать великим, жертвуя другими, как это делают очень многие и сегодня.
Считаю, что история Раскольникова — отличный демотиватор для тех, кто рассуждает так: «Я буду великим или не буду вообще». История таких людей нередко заканчивается столь же бесславно. Достоевский сумел поместить в произведение двойное дно, где прячется суровая правда жизни.
Раскрытие ценностей героев происходит обычно через то, каким именно образом они пытаются разрешить внутренний конфликт. При этом в самом смысле истории обычно содержится что-то очень дорогое автору. Часто это что-то очень общее, как, например, у Ремарка в «Трех товарищах»: желание быть счастливым в любви и иметь надежное дружеское плечо. Это как бы связывает сюжет и автора. Но в описании истории должны фигурировать частности и детали, хорошо знакомые читателю. Так в конфликт вовлекается аудитория.
Последовательность событий должна быть такой, чтобы история продвигалась вперед. Это понятно всем. Но чтобы она оказалась еще и реалистичной, должно быть четко понятно, героем движут его внутренние мотивы, а не внешние обстоятельства. Об этом неопытные авторы иногда забывают. Сюжет, особенно если он «лихо закручен», может отвлекать от внутренней сущности людей, которая нередко не просто плохо раскрыта, а вообще остается за кадром. Получается ненужное смещение акцентов: вместо людей в центре внимания события.
А есть и другая крайность.
Внутрення мотивация: активность и вера в себя
Действие может оставить равнодушным, если акцент смещается даже не на события, а на декорации. Например, как в голливудских фильмах. Скажем грубо: на героя упал небоскреб, а зачем — непонятно. Как правило, потом сложно вынести какой-то урок.
Часто с внутренней мотивацией работают довольно поверхностно. Герой борется со злодеями. Почему? Спасает мир. Или ребенка. Или любимую женщину. Этот позаимствованный с запада примитивизм уже начал серьезно раздражать. Конечно, это нельзя исключать совсем. Но лучше, если проблемы людей берутся глубже.
Как работать? Сила конфликта должна быть достаточной, чтобы она привела героя в движение. Это понятно. Но внутренняя мотивация должна быть еще подкреплена активностью героя и его верой в себя. Эти параметры ведут к появлению у него цели, на пути к которой преодолеваются препятствия. Чем сложнее ее добиться, тем сильнее внутреннее напряжение того, кто за историей следит.
Как работать неправильно? Если герой будет показан как жертва обстоятельств без внутренней борьбы, без маленьких и больших побед над собой, читатель не извлечет ничего ценного. Возникнут лишь негативные чувства: раздражение, злость. Пусть лучше герой прогрессирует, растет и развивается. И даже если в итоге он не выживет, должно быть ясно, что он достиг какой-то цели ради других. Либо не достиг, потому что совершил определенную ошибку.
Какую пользу это принесет? Когда хорошо прорисованы личные и глобальные цели, ваша аудитория расширится.
Лучший пример. Кто и как лучше всего добивался этих задач? Нет, не Ремарк, не Достоевский и не Пушкин. Не деятели Средневековья и не наши современники. Самой читаемой книгой всех времен является Библия. И я внезапно вспомнил об этом, когда примерил описываемые советы к тому, что читал. Ее герои сталкиваются со множеством конфликтов — внешних врагов и внутренних недостатков. Но у них есть благородное желание, влияющее на активность, есть сильнейшая мотивация — угодить Богу. В итоге они сталкиваются с последствиями своих действий. Кто-то достигает целей, а кто-то отступает «себе на погибель». Эмоциональный отклик запредельный, даже несмотря на кажущуюся художественную простоту Писания.
Сейчас мы разобрались в том, как не напартачить со структурой прозаического текста и не сместить акценты в пользу менее значимых вопросов. Только в этом случае книга сможет формировать сознание в пользу духовных ценностей.