Найти тему

Фразы, которые обязательно нужно говорить ребёнку

Как часто мы говорим детям такие слова, как "Молодец!" "Умница!", Хорошая девочка!", "Хороший мальчик!"... но постоянная традиционная похвала скорее может навредить , чем помочь стать более уверенным в себе. Например комплекс "Хорошей девочки (мальчика)", обозначен в психологической работе отдельной графой . К тому же родители, зачастую и не всматриваются в то, что показывает им ребёнок (например нарисованный рисунок), а просто бросают "Молодец", подразумевая - у меня нет времени на тебя, иди занимайся дальше.

На самом же деле цель правильной похвалы — дать ребенку почувствовать себя увереннее, развить творческое мышление и вдохновить на дальнейшие действия. Для этого можно использовать эти простые фразы:

"Ого, ты так тщательно поработал(а) над этим!"

Глядя на рисунок или поделку из пластилина, сделанную ребёнком своими руками, постарайтесь сфокусировать внимание не на результате, а на процессе. Дайте ребёнку понять, что вы заметили сколько труда он вложил в эту поделку. Это даст ему ощущение, что именно процесс и его усилия куда важнее результата.

"Что из этого тебе нравилось делать больше всего?" Или "тебе понравилось это делать?"

Вопрос абсолютно нейтрален,в нём нет никакой оценки. Но задавая такой вопрос, вы даёте понять ребенку понять, что он — единственный, кто может оценить качество и внешний вид своей поделки. Хороша она или не очень, решаете не вы, а он, ее создатель. И ребёнок начинает понимать, что любое творческое занятие нужно ему для того, чтобы получать удовольствие от процесса, а не чтобы угодить взрослым и получить похвалу.

"Что нравится тебе в этой работе больше всего?"

-2

Пусть ребенок сам станет собственным критиком. Покажите ему, что собственное творчество можно анализировать, размышлять о том, что можно было бы сделать по-другому, чему нужно научиться, чтобы сделать это еще лучше. Ведь творчество — это процесс саморазвития, а не гонка за похвалой.

"Расскажи мне, что ты тут нарисовал (а) (слепил, сделал)"

Зачастую, принося нам очередную поделку или рисунок, дети не думают о похвале иим не нужна наша оценка — им просто хочется поговорить и обсудить это. Поэтому просто спросите ребенка о том, что изображено на рисунке, и дайте ему шанс рассказать!

"А почему ты выбрал (а) именно эти цвета? Расскажи"

Если ребенку уже больше 3 лет, можно задавать более конкретные вопросы. Спросите, почему он выбрал именно эти цвета или именно этот материал для своей поделки. Покажите, что вам действительно интересен его творческий процесс!

" Как ты тщательно проработал (а) детали!" " Как здОрово ты подобрал (а) цвета для своего рисунка!"

-3

Не говорите просто «Молодец!» или "Умница!", а похвалите за что-то конкретное. Например, как много интересных деталей в поделке или как тщательно закрашен каждый уголок на рисунке. И ребёнок поймёт, что вы действительно обратили внимание на его работу, а не просто отмахнулись традиционной похвалой.

"Ты очень помог (помогла) мне! / Спасибо за помощь!"

Если ребенок помогает вам в чём то, например - убирает посуду со стола, или моет тарелку, или просто открывает перед вами дверь в комнату, отметьте это обязательно. Пусть ребёнок поймёт, что его действия, были полезными для вас, что он действительно оказал вам необходимую помощь! При этом ребенок сможет почувствовать себя важной частью семьи. И не важно, насколько тщательно была помыта тарелка... перемойте после, незаметно от него.

"Как здорово, что ты сам оделся сегодня и у нас будет время поиграть с тобой подольше!"

-4

Акцентируйте внимание на успехах, а не на неудачах. Казалось бы, оделся сам — великое дело, в четыре-то года, давно пора! Но нет, ребенок старался и его усилия нужно отметить. Причем, он должен видеть позитивные последствия своих усилий, например - оделся сам,и теперь есть дополнительное время для чего то приятного и интересного. И об этих позитивных последствиях ему обязательно нужно сообщить.

"Твоей сестричке так нравится, когда ты с ней играешь"

Если ребенок добр к кому-то, это нужно подчеркнуть и обратить его внимание на то, как хорошо другим от его добрых дел. Мы так часто объясняем детям, в чем они были неправы... и никогда забываем отмечать их положительное поведение. А ведь это — самое главное!

"Ты убрал (убрала) все игрушки с пола, какой теперь порядок в комнате!"

-5

Обращайте внимание на конкретное действие, вместо безликого «Молодец!» или "Хорошая девочка!". Ребенку действительно важно ощущать, что его усилия ценятся.

Нам часто кажется, что постоянного "Молодец!" достаточно для того, чтобы одобрить ребёнка и его действия, но это не так. Со временем это слово обесценивается, ведь ребенок чувствует, что чаще всего взрослые бросают его походя или в спешке. Стоит остановиться и уделить своему ребенку внимание, обсудить с ним его поделку, идею или добрый поступок. Ведь чем чаще мы будем общаться с ребёнком таким образом, тем доверительнее и дружнее станут наши отношения, тем увереннее и позитивнее станет ребёнок. Именно такое общение поможет в формировании внутренне гармоничной и творческой личности.

Всего вам доброго! Степанова Ирина

Понравилось? Подпишитесь, поделитесь, поставьте лайк! Вам просто, а мне приятно)