Анатолий Соловьяненко — удивительный пример того, как простой мальчик из шахтерской семьи стал оперным певцом мирового уровня.
И хотя голос ему был дарован свыше, он сумел развить его до таких диапазонов, что буквально поразил своим выступлением жюри конкурса народных талантов.
На сцену поднялся студент политехнического института, будущий горный инженер, и исполнил арии из опер «Паяцы» Леонкавалло и «Аиды» Верди настолько профессионально, что в тот момент Соловьяненко могли бы позавидовать лучшие теноры мира.
Никто не догадывался, что к своему первому, по сути, успеху Анатолий шел десять лет.
Поющий инженер и «звезда» оперной сцены
Певец родился в 1932 году в Донецке. Великая Отечественная началась, когда Анатолий был уже в сознательном возрасте. Поэтому он достаточно хорошо запомнил все, что было связано с этим периодом.
Соловьяненко не мог забыть, как семья отправилась в эвакуацию. Зима в тот год была особенно холодная. По дороге на новое место жительства заболел и ушел из жизни брат Анатолия. Были и другие тяжелые ситуации.
Потом Соловьяненко всю жизнь жил в ощущении, что военные события могут повториться. И чтобы его сыновья не знали этих бед, однажды не задумываясь, весь свой гонорар, десять тысяч рублей, он передал в Фонд мира.
В шахтерской семье любили русские и украинские песни. Они сопровождали певца все детство и молодость. Однако у мальчика был аналитический склад ума, ему хорошо давалась математика и другие точные науки.
Поэтому родители решили дать сыну основательную профессию, а музыка, несмотря на явный талант у юноши, осталась у него в качестве хобби. Но судьба распорядилась по-своему. Анатолий встретил прекрасного педагога, который за десять лет сумел сделать из самодеятельного артиста практически готового оперного певца.
«Шахтерский герцог» и «украинский соловей»
В 30 лет горный инженер Анатолий Соловьяненко был принят в Киевский академический театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко сначала стажером, а затем и солистом.
Какое-то время певца называли шахтерским герцогом. Дело в том, что дебют Соловьяненко случился в Донецком оперном театре в роли Герцога в опере Верди «Риголетто». А потом артист гастролировал по Испании, и одна из рецензий на его выступление в газетной статье была озаглавлена как «Шахтерский герцог».
Но до конца жизни за Анатолием Соловьяненко закрепилось другое имя — «украинский соловей». «Трели» в исполнении талантливого оперного исполнителя звучали с лучших мировых сцен США, Франции, Италии…
«Надо было рожать детей»
С супругой Светланой артист познакомился еще до своей певческой карьеры — в Политехническом институте, где они вместе работали. Светлана лаборанткой на кафедре, Анатолий преподавателем.
Идти домой, вернее ехать на трамвае, им было по пути. Они часто пересекались, а долгий маршрут заставил их обратить друг на друга внимание.
Однажды на 8 марта Анатолий принес девушке красивый букет и предложил ее проводить. Для Светланы все это было полной неожиданностью, но уже через год она согласилась выйти за Соловьяненко замуж.
У пары родились два сына, Андрей и Анатолий. Когда они выросли, Андрей переехал в Канаду и занимался там бизнесом, а младший Анатолий стал главным режиссёром Киевского театра оперы и балета, где когда-то начинал его отец.
Певец очень сожалел, что у него только два сына и нет дочки. Когда старшему Андрею было почти четырнадцать, певец даже пожаловался жене на то, что они занимались ерундой, а надо было рожать детей.
Последние годы
Анатолий Соловьяненко ушел из жизни в 67 лет в конце июля 1999 года. Многие считали, что в этом виноваты жизненные обстоятельства того периода.
Завидовавшие Соловьяненко коллеги вынудили его уйти из театра, младшего сына, как казалось Анатолию Борисовичу, демонстративно «провалили» на экзаменах в консерваторию.
Соловьяненко уехал в свой загородный дом, и буквально через несколько дней после переезда его не стало. Врачи посмертно диагностировали певцу несколько инфарктов, которые он перенес на ногах.
Покоится певец недалеко от любимой дачи под Киевом. Соловьяненко очень любил свою родину. И хотя ему не раз предлагали переехать и в Москву, и в Италию, он так этого не сделал.