История о том, как Жан Батист Кольбер, незаметный человек незнатного происхождения, сделал себя сам и стал влиятельнейшим министром финансов, информативно и кратко изложена здесь:
Середина XVII века. Европейские страны разными путями и способами, но уверенно движутся в сторону развитОго капитализма. Франция находится в середине этого списка в стадии «догнать и перегнать».
Кольбер прекрасно понимал, что хотя политика протекционизма сама себе накладывает санкции, однако при этом успешно решает экономические задачи и дает мощный толчок развитию экономики и в целом всей страны.
Цель: продавать как можно больше своих товаров внутри страны и за ее пределами. Полученные от продажи капиталы вкладывать в производство новых товаров. Получалась формула почти по Марксу: товар – деньги – производство – товар и так далее.
Для торговли нужны приличные дороги и всевозможный транспорт. При Кольбере во Франции была начата работа по прокладке шоссейных дорог. Для этого из казны выделялась приличная сумма: 650000 ливров в год.
Много это или мало? В разные годы стоимость ливра менялась, но если посчитать усредненно-приблизительно в сравнении, то годовая зарплата обычного мушкетера равнялась 300 ливрам. На сумму, которую выделали для строительства дорог, можно было содержать в течение года небольшую армию приблизительно в 2100 человек.
Вот так дороги связали Францию в централизованное государство и послужили расширению товарооборота.
Кольбер понимал необходимость включения страны в мировую морскую торговлю. Еще кардинал Ришельё начал строительство флота, но его не хватало на нужды государства. Военный флот практически отсутствовал.
На морях господствовали Англия, Испания, Португалия и Голландия. Франция проигрывала борьбу за колонии: она владела только территорией в Канаде, названной Новой Францией и захваченной еще во времена Ришелье.
Строительство флота началось с середины 60-х годов XVII века. К началу 80-х годов Франция обладала уже достаточно внушительным флотом как торговым, так и военным.
Корабли появились, а личного состава не хватало. Тут Кольбер придумал оригинальный способ, как поправить дело и обеспечить флот обслугой: все население, проживающее на прибрежных территориях, было приписано к морскому ведомству и обязалось служить на благо страны. Чтобы пилюля не была такой горькой, мореходному народу были обещаны и даны различные поблажки, привилегии и даже пенсии по выслуге лет.
Одновременно с этими мерами были открыты школы для обучения морскому делу офицеров и гардемаринов. Само слово «гардемарин» французского происхождения, и оно переводится как «морская охрана».
Ввел этот термин впервые кардинал Ришелье, Кольбер подхватил его и в 1670 году создал целые подразделения морской охраны, состоящие из гардемаринов.
Флот в то время был парусно-гребной. Работа на галерах была невыносимо тяжела, и охотников на нее не находилось. Тогда был издан указ, по которому осужденные за преступления разной тяжести направлялись на галеры. Это была своеобразная каторга. Зато флот таким образом укомплектовали недостающим личным составом.
Все эти меры привели к тому, что Франция стала лидировать на морях наряду с Англией до конца существования парусного флота и появления парового, и превратилась в крупную колониальную империю, захватив и подчинив себе территории в Северной Америке, Африке и Азии.
Так один умный и знающий человек поспособствовал преобразованию феодального государства в капиталистическо-индустриальное.
История знает множество великих людей. Но личностей такого масштаба, как Жан Батист Кольбер, всего лишь толика. Этот человек пришел вовремя и был на своем месте.
Вас, уважаемый читатель, не затруднит подписаться на канал, поставить лайк и сделать репост? Вам от меня – искреннее уважение, новые статьи и сердечная благодарность :-)
Примечание. Все иллюстрации взяты из сети и принадлежат их владельцам.