Найти тему
ПОЧВА

Кто такой Александр Дугин?

В современном мире есть особая и весьма забавная разновидность персонажей массовой культуры: это некая категория людей, которые обладают статусом публичного интеллектуала. При этом нужно понимать, что они сильно отличаются от интеллектуалов прошлого и позапрошлого столетий, потому что как и вообще все привычные нам культурные модели, они превратились в такие отчужденные поп-культурные образы: с современными философами делают мемы, они ходят на ток-шоу или готовят пасту в эфире крупного телеканала. Но параллельно, конечно же, продолжают как и прежде писать книжки, выступать на конференциях и подтверждать свой статус другими “консервативными” методами. Ещё очень часто те вещи, которые транслируют эти философы публично, значительно проще того, что они пишут в своих книгах. Ну и наконец, практически в каждой стране мира есть один или несколько локальных медийных “интеллектуалов”. Вот в России такую функцию выполняет Александр Гельевич Дугин.

Главная отличительная фишка Дугина заключается в том, что большая часть его аудитории просто угарает над ним. Александр Гельевич это именно тупой мем. Подавляющее большинство людей даже и не думало читать его книги, но зато смотрела какие-нибудь отрывки из лекций профессора, где он рассказывает про символическое значение бороды или про кибелический логос. Но на самом деле не стоит так быстро списывать Дугина со счетов, возможно это вообще последний правый философ. Примерно также как Маркиз де Сад стал закономерным логическим концом десакрализирующего пафоса эпохи Просвещения, вот также и Дугин является изводом всей метафизики и политической философии правого толка.

Дугин один из последних политических философов, который фактически оперирует понятием расы. В его теоретических концепциях оно заменено на некие “логосы”, которые фактически включают в себе некие эссенциальные, то есть фундаментально определяющие суть, свойства и характеристики различных рас и народов. Очень смешно, что фактически это ничем не отличается от теорий какого-нибудь Юлиуса Эволы, который рассказывал в своих книжках примерно всё тоже самое, только оперировал куда менее корректными и более доступными простому читателю терминами “расового духа” и “расовой памяти”.

-2

Дугин утверждает абсолютно те же вещи, что и все правые философы утверждали еще в прошлом веке. Как раз ровно сто лет назад Освальд Шпенглер издал свой знаменитый “Закат Европы”, и вот после этого уже почти век Европа “бесконечно умирает” и всё никак не умрет. У Дугина она, конечно же, тоже умирает, у философов вроде Юнгера или Гассета Европу должно было убить только окончательно оформившееся массовое общества, по Дугину она умрет от трансгуманизма и стирания привычных гендерных рамок.

Если бы всё было так просто, то можно было вообще ничего не писать про Александра Гельевича, потому что тогда он не сильно бы и отличался от всяких альтернативных правых и прочих любителей расовой антропологии и патриархата. Но главная фишка Дугина - это его метод, в этом смысле главный апологет традиций и возвращения к старым основам на самом деле настоящий постмодернист и вообще принадлежит к левой по своей сути постструктуралистской позиции. Если внимательно почитать книжки Алекснадра Гельевича, то быстро станет понятно, что он все время использует метод деконструкции, то есть последовательно вскрывает и препарирует различные языковые конструкции. Ну, скаже, в уже упоминавшемся примере про анализ мужской бороды Дугин просто занимается, если угодно, “семиотикой бороды”. Только это делает это не привычным академически-левым лексиконом как у какого-нибудь Ролана Барта, а изъясняется метафорами больше всего напоминающими тексты средневековых схоластов или гностиков.

-3

С одной стороны, это ставит под сомнение сам метод деконструкции и постструктурализм в целом, потому что, как показывает практика, вся эта тема с глубоким анализом на деле сводится к идеологии языка, на котором она проговаривается. То есть Дугин прекрасно показывает, что все эти обычно левые фишки могут быть и в арсенале у правых. После его работ несложно себе представить неонацистов, которые будут спорить с какими-нибудь феминистками третьей волны, используя абсолютно идентичные риторические методы. Ну и самое главное, что нужно понимать, Дугин настоящий продукт постмодерна, он может сколько угодно рассказывать о традициях и духе, но все равно ничем принципиально не отличается от Славоя Жижека, готовящего пасту на BBC. Разница между будет заключаться только в том, что Жижек последователен внутри собственной логики, а вот Александр Гельевич фактически противоречит сам себе.

Беня Нестоевский, 01.11.2018.

Если вам понравился материал, то можете поддержать нас подпиской на канал.

Читайте нас также в vk.

Свои тексты можете присылать по адресу: POCHVAMEDIA@yandex