В июле 2018 года миллионы конфиденциальных документов пользователей Google Docs оказались в открытом доступе. Их можно было найти в поисковой выдаче Яндекса и при наличии небольшого опыта — прочитать или скопировать.
Публичной стала, например, закрытая информация Тинькофф Банка, Леруа Мерлен и администрации Екатеринбурга.
После этого случая многие предприниматели стали искать другой инструмент для совместной работы над документами: такой же удобный, но более надежный, чем Google Docs, с хорошей защитой приватных данных.
Расскажем, как выбрать и настроить систему для совместного доступа к документам.
1. Внимательно читайте пользовательское соглашение
Google Docs хранятся в Google Drive — это облачная система со своими правилами совместного доступа и работы над документами.
Похожим образом устроены и другие облачные хранилища: Dropbox, iCloud, Яндекс.Диск, Облако Mail.Ru, OneDrive от Microsoft. Компании, которые предоставляют услуги хранения данных в облаке, называют облачными провайдерами.
Принцип действия облачных хранилищ одинаков, но уровень защиты данных в них отличается.
Обратите внимание на уровень защиты данных при передаче в облако и обратно, защиту конфиденциальной информации и объем хранилища.
Защита данных при передаче. Вы передаете информацию через интернет — в этот момент злоумышленники могут перехватить пароли, персональные данные сотрудников, документы и другие важные файлы. Убедитесь, что информация шифруется не только в самом хранилище, но и при передаче от клиента в облако и обратно.
Защита конфиденциальности информации. В пользовательском соглашении прописано, кому и на каких условиях провайдер разрешает доступ к вашим данным. В некоторых облачных хранилищах вашу информацию могут передавать третьим лицам.
Прочитайте все пункты соглашения и нюансы использования информации, убедитесь, что они вас устраивают и данные защищены от попадания в чужие руки. Самый надежный вариант — ограничение доступа, когда вы лично даете разрешение делать что-либо с вашими файлами.
Например, в облачных сервисах Microsoft даже инженеры компании при решении технических проблем должны сначала запросить у вас право доступа.
Объем хранилища. От объема хранилища зависит, сколько информации в нем поместится. Например, в бесплатной версии Google Drive можно хранить всего 15 Гб данных — этого хватит на одного человека. При покупке подписки на Microsoft Office 365 вы получаете доступ к 1 Тб места в хранилище OneDrive — такого объема достаточно, чтобы хранить файлы всех сотрудников.
2. Используйте надежные пароли и двухфакторную идентификацию
Облачное хранилище закрыто для посторонних. Попасть в него можно только после идентификации — подтверждения того, что у вас есть право доступа к информации. Для этого используют пароли, а иногда — еще и коды, приходящие на телефон или почту. Чем сложнее идентификация, тем надежнее защищены ваши файлы.
Настройка паролей. При подключении к облаку вам выдадут всего один пароль — администратора. Тот, кто входит под этим паролем, обладает расширенными правами. Например, администратор может открывать и закрывать доступ к информации, удалять и добавлять новых участников.
Пароль администратора нужно сразу поменять, чтобы его знали только вы. Затем администратор выдает пароли другим сотрудникам — каждому свой.
Двухфакторная идентификация. К корпоративному облаку есть доступ у большого количества людей, там хранится конфиденциальная информация. Одного пароля для защиты может быть недостаточно.
Лучше настроить двухфакторную идентификацию. Это значит, что для входа в систему нужно сначала ввести пароль, а потом код, который придет на телефон. Подобную схему используют для доступа в мобильные банки: сначала вы вводите свой пароль, а потом получаете сгенерированный системой код в SMS.
Такая защита поможет избежать кражи данных, даже если кто-то введет ваш пароль.
3. Используйте удаленный контроль за гаджетами сотрудников
Когда сотрудники заходят в облако через мобильное приложение на телефоне или планшете, их пароли и копии файлов из хранилища могут оставаться в памяти устройства. Если гаджет попадает в руки злоумышленников, они могут зайти в систему по сохраненному паролю или прочитать секретные документы. Есть два способа решить эту проблему.
Удаленный контроль. Убедитесь, что в вашем корпоративном облаке есть функция удаленного контроля. Это значит, что в случае необходимости администратор облака может удаленно стереть конфиденциальную информацию из памяти пропавшего телефона. В Microsoft Office 365 такая функция есть.
Настройки мобильного доступа. Вход в мобильное приложение облака должен быть ограничен. Включите в настройках обязательный ввод пароля или усильте защиту двухфакторной идентификацией, как при входе с компьютера.
В мобильных приложениях Microsoft Office есть возможность настроить доступ. Например, можно сделать так, что войти в приложение получится только после ввода ПИН-кода устройства, пароля к облаку и кода, пришедшего на телефон. Тогда, кто бы ни узнал ваш пароль и ни пробовал открыть приложение на вашем устройстве, сделать ему это не удастся.
4. Установите надежную защиту от вирусов
Потерять важные корпоративные данные можно и в результате внешних атак: вирусов или взлома системы. Например, если сотрудники разместили в хранилище зараженный файл.
Cybersecurity Ventures предсказала, что к 2021 году киберпреступность будет стоить миру 6 триллионов долларов в год. Самый большой урон от нее несут крупные компании, но малый и средний бизнесы тоже оказываются под угрозой.
Антивирусная защита. Для предупреждения кибератак убедитесь, что облачный провайдер блокирует вредоносные программы, в нем есть встроенный антивирус. Так, в Microsoft Office 365 есть решения, защищающие от вредоносных программ и спама.
Установите на устройства сотрудников современный антивирус. Лучше использовать программы для бизнеса — они подходят для работы с большим числом компьютеров. У Kaspersky Security есть две версии: для небольших компаний и сложных IT-инфраструктур.
Обновление программного обеспечения. Регулярно обновляйте программное обеспечение компании, в том числе на персональных компьютерах сотрудников. Разработчики совершенствуют новые версии, и они лучше сопротивляются новым вирусам и угрозам.
При работе с облачным провайдером по подписке, когда вы оплачиваете доступ ежемесячно, программное обеспечение облака обновлять не нужно. Оно обновляется автоматически.А если вы купили программу для постоянного пользования, то со временем защита устаревает, придется регулярно приобретать новые версии продукта.
5. Настройте «защиту от дурака»
Большая часть утечек информации происходит не из-за вирусов, а по вине сотрудников компании. Потерять данные можно, если работник ошибся и случайно передал информацию не тому человеку, опрометчиво открыл кому-то доступ, уничтожил файлы из мести.
Настройте уровни доступа. Следите, чтобы сотрудники имели доступ только к данным, нужным им для работы, а остальное содержимое облака было для них закрыто. Например, поместите документы для отдела продаж в отдельную папку и откройте менеджерам доступ только к ней.
В Microsoft Office 365 для бизнеса встроены решения, с помощью которых можно настроить разные уровни доступа для каждого сотрудника. Например, открыть начальнику отдела продаж полный доступ к документам отдела, а менеджеру — только информацию о его сделках.
Отслеживайте подозрительные действия. В облаке Microsoft есть инструменты для ограничения действий сотрудников в хранилище. Например, вы можете настроить систему так, чтобы она блокировала пользователя при попытке скопировать файлы или открыть доступ другому человеку. Такая функция защитит информацию, которая относится к коммерческой тайне.