Найти тему
zautra.by

Как приучить людей ходить в кафе со своей кружкой

НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИЧЕНКО, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

Когда уйдут в небытие одноразовые стаканы и пакеты, а купленные на рынке овощи будет модно складывать в матерчатые сумки.

Несложно предлагать людям отказаться в магазинах от полиэтиленовых пакетиков, но чтобы они отозвались, лучше всего обеспечить достойную альтернативу. Так обосновывает появление своего бизнеса по пошиву экологичной упаковки предпринимательница из России Татьяна Мирончук. Год назад, отказавшись от одноразовых пакетов, она задумалась, чем их заменить. Так появилось производство многоразовых экомешочков из натуральных тканей для овощей и фруктов.

Своим опытом Татьяна Мирончук поделилась на II Конференции «Развитие экологической дружественности в Беларуси».

Решения для тех, кто хочет уменьшить экологический след – воздействие на окружающую среду – предлагают и различные белорусские эко-инициативы: проект по пошиву тканевых сумок, сеть кофеен, которые продают напитки в принесенные многоразовые чашки и термосы, сеть перераспределения продуктов, библиотека инструментов, сайты по продаже фермерской и органической продукции.

Экологичность входит в моду

В большей или меньшей степени каждый белорус в последние годы сталкивается с эко-движением, считает руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова.

— Часто все начинается с того, что люди видят конкретные примеры. Вот пришел человек на Комаровский рынок и сложил купленные овощи не в бесплатный полиэтиленовый пакет, а в странную сетчатую сумку, или в кофейне кому-то наливают кофе в принесенную кружку, а не в одноразовый стакан. Так люди из «холодных» клиентов превращаются в «теплых» — у них возникает потребность понять, что происходит, — рассказывает эксперт.

Люди, которые раньше не задумывались об экологии и своем отношении к ней, начинают читать об этом, расспрашивают знакомых.

— На этом этапе важна работа экологических организаций, госорганов образовательных структур, чтобы дать человеку инструменты, которые позволят действовать, — подчеркивает Дарья Чумакова.

Пока еще половина взрослых белорусов при каждом походе в магазин покупают пластиковый пакет, столько же людей выбрасывают просроченные таблетки вместе с общими отходами, 43% отдают предпочтение бутилированной воде, а не фильтрам, почти 40% регулярно выбрасывают остатки еды.

Но за последний год общество стало лучше относиться к странным людям, отказывающимся от бесплатных полиэтиленовых пакетов и воды в пластиковых бутылках, несущим груду макулатуры в специальные контейнеры, приезжающим на работу на велосипеде в дождь и холод.

— Даже крупные торговые сети уже не смотрят на нас, как на сумасшедших. Видят, что есть активное ядро потребителей, которые отказываются от тех же полиэтиленовых пакетов, — отмечает эксперт.

Есть, правда, трудности с законодательным регулированием, и не всегда положения законов трактуются правильно.

— Не хватает дополнительного законодательства, которое бы позволяло потребителю узнать о наличии в продукции определенных химических веществ, получать доступ к более полному составу. Не хватает нормативных актов, которые ограничивали бы возможности гринвошинга (ложных или необоснованных утверждений об экологичности продукта), потому что это вводит людей в заблуждение и создает ощущение, что у нас много экологического выбора, хотя все не так, — рассказывает Дарья Чумакова.

Что делает белорусов экологически сознательными

Опрос проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне» показал, что жители Беларуси расположены больше узнавать об экологической дружественности, ответственности за окружающую среду, позитивно настроены относительно экологического образования. Правда, пока намерения ограничиваются готовностью меньше мусорить, экономить воду и электричество, не курить, сортировать отходы и не выбрасывать старые вещи. Также население не знает, где улучшить знания об экологии и своих возможностях для большей заботы об окружающей среде.

-2

Источник: исследование проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне»

Белорусы обеспокоены загрязнением воздуха промышленными отходами и автотранспортом, влиянием человека на загрязнение почвы и воды, недостаточной переработкой отходов, радиоактивное загрязнение после аварии на Чернобыльской АЭС. Для жителей Бреста одна из наиболее актуальных проблем – строительство аккумуляторного завода, а для гродненцев – строительство БелАЭС и работа компании «Гродно Азот». Впрочем, и жители Витебска, Гомеля и Могилева озабочены возможными вредными отходами местных химических, нефтеперерабатывающих и металлургических заводов.

Население все еще мало знакомо с работой экологических организаций. И это может быть одной из главных причин низкого вовлечения населения в инициативы эко-движения.

— Пока среди известных называют только несколько белорусских организаций. В этом плане еще есть куда развиваться, — отмчает руководитель проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне» Ольга Чабровская.

-3

Источник: исследование проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне»

В случае возникновения проблем и вопросов, связанных с экологией, население предпочитает обращаться в государственные организации.

— Респонденты говорят, что больше доверяют государственным организациям, потому что это достоверная информация, потому что они быстрей реагируют на вопросы какими-то действиями. Вместе с тем люди отмечают, что общественные организации более гибкие, — рассказывает Ольга Чабровская.

Получается, что население хочет и в какой-то степени готово быть более сознательным в экологическом плане. И дело за госструктурами и организациями, первым из которых стоит быть более гибкими и открытыми, а вторым – переходить от обозначения проблем к предложениям по их решению, параллельно законодатели могут расширить возможности населения и бизнеса проявлять заботу об окружающей среде, предлагают эксперты.

Почему белорусам не по карману «натуральная еда»