Механизм сцепления достаточно прост с точки зрения механики, но в тоже самое время, является важным узлом трансмиссии автомобиля. Опытные водители, определяют неверные регулировки или износ фрикционной накладки, по поведению автомобиля.
Часто можно услышать от них фразы типа: "Сжег сцепление, всё, меняй его!". Как они это определяют, на слух или по манере езды? Попробуем в этом разобраться, и дадим начинающим водителям несколько простых советов проверки правильной работы и состояния механизма сцепления.
Проверка полного выключения
Прежде всего, с целью правильной работы и продолжительного срока службы коробки передач, необходимо убедиться, что сцепление полностью выключается при нажатии на педаль. Многие не обращают внимание на сложности переключения передач и посторонние звуки (скрежет) при переключении. И очень зря! Подобное поведение коробки передач может быть как следствием поломки, так и следствием неполного выключения механизма сцепления.
Поставьте автомобиль на ручник. Заведите двигатель и дождитесь пока холостые обороты установятся на постоянном значении. Не трогая педаль газа, полностью выжмите сцепление и включите первую передачу. Затем, переведите рычаг на нейтральное положение и сразу включите заднюю передачу. Повторите переключения несколько раз, удерживая педаль сцепления в выжатом состоянии.
Во время переключений не должно раздаваться никаких посторонних звуков, типа скрежета. Переключения должны быть плавными и мягкими, без особого усилия. Если раздается скрежет, это может говорить от неполном выключении (ведомый диск соприкасается с маховиком) сцепления. Такие неполадки устраняются прокачкой рабочего цилиндра привода сцепления, либо увеличением хода толкателя поршня главного цилиндра.
Проверка полного включения и износа
Поставьте автомобиль на ручник, заведите двигатель. Не нажимая педаль газа, на холостых оборотах, полностью выжмите педаль сцепления и включите третью передачу. Доведите обороты двигателя по тахометру до 1.5 тыс. оборотов. Плавно отпускайте педаль сцепления до полного включения.
Когда сцепление полностью включится, двигатель должен заглохнуть. Если двигатель не заглох и продолжает работать, а обороты лишь слегка упали, то это говорит о неполном включении сцепления. Чаще всего такое поведение механизма сцепления говорит о максимальном износе фрикционной накладки ведомого диска (ведомый диск плохо прижимается к маховику).
Еще одной причиной такого поведения сцепления, может быть попадание смазывающих материалов на фрикционную накладку ведомого диска. И первую, и вторую причины, к сожалению, никак не устранить без демонтажа коробки передач и разборки механизма сцепления.
Проверка фрикционного проскальзывания
Вам наверняка доводилось слышать фразу "припалил или прижег сцепление". Это означает, что поверхность фрикционной накладки полируется и становится скользкой. При этом, характерен специфический запах горелого пластика. Такой эффект достигается при неумелом трогании с места в горку, при резких пробуксовках сцепления и так далее.
К сожалению, "припаленый" ведомый диск необходимо менять или шлифовать, так как поверхность фрикционной накладки будет лишь ухудшаться, а сцепление всё чаще будет проскальзывать. Проверить фрикционное проскальзывание механизма сцепления можно следующим способом.
Заведите двигатель, выжмите сцепление и включите первую передачу. Разгонитесь до скорости примерно 20 км/час и включите вторую передачу. Разгонитесь до скорости примерно 40 км/час и включите третью передачу.
Как только включите третью передачу, нажмите на педаль газа (акселератор) полностью, до полика. Автомобиль при этом должен начать ощутимо набирать скорость. Обратите внимание на стрелки тахометра и спидометра. Они должны увеличивать показания с коэффициентом 1.5. То есть, стрелка тахометра всегда будет быстрее стрелки спидометра.
Если автомобиль быстро разогнался до 60 км/час и при этом стрелка тахометра находится в комфортной зоне (от 2500 до 4500 оборотов), то сцепление не имеет фрикционного проскальзывания и работает правильно. Если стрелка тахометра показывает слишком большие обороты (более 4500 оборотов), а автомобиль ревет и ускоряется неуверенно и медленно - значит сцепление проскальзывает.