Найти тему
АВТОПОДСТАВА

Простые способы проверки правильной работы и состояния механизма сцепления без разборки

Оглавление

Механизм сцепления достаточно прост с точки зрения механики, но в тоже самое время, является важным узлом трансмиссии автомобиля. Опытные водители, определяют неверные регулировки или износ фрикционной накладки, по поведению автомобиля.

Часто можно услышать от них фразы типа: "Сжег сцепление, всё, меняй его!". Как они это определяют, на слух или по манере езды? Попробуем в этом разобраться, и дадим начинающим водителям несколько простых советов проверки правильной работы и состояния механизма сцепления.

способы проверки правильной работы механизма сцепления
способы проверки правильной работы механизма сцепления

Проверка полного выключения

Прежде всего, с целью правильной работы и продолжительного срока службы коробки передач, необходимо убедиться, что сцепление полностью выключается при нажатии на педаль. Многие не обращают внимание на сложности переключения передач и посторонние звуки (скрежет) при переключении. И очень зря! Подобное поведение коробки передач может быть как следствием поломки, так и следствием неполного выключения механизма сцепления.

Поставьте автомобиль на ручник. Заведите двигатель и дождитесь пока холостые обороты установятся на постоянном значении. Не трогая педаль газа, полностью выжмите сцепление и включите первую передачу. Затем, переведите рычаг на нейтральное положение и сразу включите заднюю передачу. Повторите переключения несколько раз, удерживая педаль сцепления в выжатом состоянии.

Во время переключений не должно раздаваться никаких посторонних звуков, типа скрежета. Переключения должны быть плавными и мягкими, без особого усилия. Если раздается скрежет, это может говорить от неполном выключении (ведомый диск соприкасается с маховиком) сцепления. Такие неполадки устраняются прокачкой рабочего цилиндра привода сцепления, либо увеличением хода толкателя поршня главного цилиндра.

способы проверки правильной работы механизма сцепления
способы проверки правильной работы механизма сцепления

Проверка полного включения и износа

Поставьте автомобиль на ручник, заведите двигатель. Не нажимая педаль газа, на холостых оборотах, полностью выжмите педаль сцепления и включите третью передачу. Доведите обороты двигателя по тахометру до 1.5 тыс. оборотов. Плавно отпускайте педаль сцепления до полного включения.

Когда сцепление полностью включится, двигатель должен заглохнуть. Если двигатель не заглох и продолжает работать, а обороты лишь слегка упали, то это говорит о неполном включении сцепления. Чаще всего такое поведение механизма сцепления говорит о максимальном износе фрикционной накладки ведомого диска (ведомый диск плохо прижимается к маховику).

Еще одной причиной такого поведения сцепления, может быть попадание смазывающих материалов на фрикционную накладку ведомого диска. И первую, и вторую причины, к сожалению, никак не устранить без демонтажа коробки передач и разборки механизма сцепления.

способы проверки правильной работы механизма сцепления
способы проверки правильной работы механизма сцепления

Проверка фрикционного проскальзывания

Вам наверняка доводилось слышать фразу "припалил или прижег сцепление". Это означает, что поверхность фрикционной накладки полируется и становится скользкой. При этом, характерен специфический запах горелого пластика. Такой эффект достигается при неумелом трогании с места в горку, при резких пробуксовках сцепления и так далее.

К сожалению, "припаленый" ведомый диск необходимо менять или шлифовать, так как поверхность фрикционной накладки будет лишь ухудшаться, а сцепление всё чаще будет проскальзывать. Проверить фрикционное проскальзывание механизма сцепления можно следующим способом.

Заведите двигатель, выжмите сцепление и включите первую передачу. Разгонитесь до скорости примерно 20 км/час и включите вторую передачу. Разгонитесь до скорости примерно 40 км/час и включите третью передачу.

Как только включите третью передачу, нажмите на педаль газа (акселератор) полностью, до полика. Автомобиль при этом должен начать ощутимо набирать скорость. Обратите внимание на стрелки тахометра и спидометра. Они должны увеличивать показания с коэффициентом 1.5. То есть, стрелка тахометра всегда будет быстрее стрелки спидометра.

Если автомобиль быстро разогнался до 60 км/час и при этом стрелка тахометра находится в комфортной зоне (от 2500 до 4500 оборотов), то сцепление не имеет фрикционного проскальзывания и работает правильно. Если стрелка тахометра показывает слишком большие обороты (более 4500 оборотов), а автомобиль ревет и ускоряется неуверенно и медленно - значит сцепление проскальзывает.

-4