Найти тему
Анастасия Романюк

Закат\Napszállta 2018

Второй полнометражный фильм венгра Ласло Немеша; костюмная драма про начало XX века, при просмотре которой можно наконец позволить себе не обращать внимания на костюмы. И даже если присмотреться к интерьеру фильма, он не кажется бутафорским в привычном смысле. Здесь важна условность другого типа.

Закат категорически противопоказано смотреть как нарративный фильм. При таком прочтении он вызовет только отторжение. Его можно воспринимать как сновидение, воспоминание, галлюцинацию или даже как квест, если хотите. Персонажи здесь изъясняются ребусами, подзывают экипаж по щелчку пальцев, сливаются друг с другом. Всё это, разумеется, не имеет никакого отношения к реальности в обычном понимании.

Исполнительница главной роли Юли Якаб.
Исполнительница главной роли Юли Якаб.

Практически всё экранное время мы смотрим в затылок главной героине, становясь то преследователем, то бесправным наблюдателем. По сюжету, Ирис Лейтер возвращается в родной Будапешт и ищет своего брата. При первом приближении, действие в фильме превращается в немотивированное, иррациональное колоброжение.

-2

Однако, если задуматься, это медленное, грамотно аранжированное схождение вниз по спирали, вглубь сновидческого измерения. Постепенно его фрагменты могут разрушаться, разбухать, повторяться, трескаться, ещё более обнажая условность происходящего. Но все они обязательно тяготеют к некой сути, находятся в орбите центральной мысли сновидения. Если мы не можем пройти в следующий этап головоломки, появляется сила, которая проводит нас в обход. В такие мучительные моменты сгущаются звуки и краски, как при мигрени, как в воспоминании.

Ласло Немеш подарил нам динамичный, по-настоящему психологически напряжённый фильм в закатных тонах, ключ к расшифровке которого даётся нам уже на открывающих титрах - в рисунке городской улицы.

-3