Парагвайская гитаристка Берта Рохас (Berta Rojas, b. 1966) входит в число выдающихся современных классических гитаристов и трижды была номинирована на латинские премии Грэмми за свои альбомы. Признанная теплота и музыкальность Берты заслужили восхищение аудитории на крупнейших площадках по всему миру, а её репертуар охватывает произведения композиторов в самых разных жанрах.
После начального обучения в своем родном Парагвае Берта училась в Уругвае под руководством Abel Carlevaro, Eduardo Fernández и Mario Payseé, а также в Институте Пибоди (Peabody Institute) в США под руководством Manuel Barrueco, Ray Chester и Julian Gray. Впоследствии она присоединилась к музыкальному колледжу Беркли в качестве доцента, делясь своими знаниями и любовью к музыке с группой молодых гитаристов со всего мира.
Её последний альбом "Felicidade" (2017) звучит так же изощрённо, как водопады Игуасу. Он включает в себя бразильскую музыку в исполнении её и разнообразных гостей, вплоть до Национального симфонического оркестра Парагвая. На видео в начале этой публикации звучит трек с этого альбома "Berimbau".
В то время, когда мы говорим о строительстве стен для разделения стран, мы пытаемся строить мосты музыкой. Я хотела показать сердечную теплоту бразильского народа, передав её через музыку — пышность карнавала, африканские влияния в ритмах, лирическую и гармоническую изысканность.
Что вдохновило вас на то, чтобы взяться за гитару?
Мой старший брат играл на гитаре, и он научил меня. Мне было около шести лет, когда это случилось. В то время я также брала уроки игры на фортепиано, и у меня была любовь к музыке с первого взгляда. Вначале я не чувствовала необходимости выбирать между одним или другим инструментом, поэтому продолжала и то, и другое. Позже дилемма отпускания ногтей для игры на классической гитаре побудила меня сделать выбор. Я не колебалась в выборе гитары, и всё ещё в восторге от инструмента и его выразительных возможностей. Кроме того, длинные ногти действительно не годятся для игры на фортепиано [смеётся].
У вас были очень выдающиеся учителя, такие как Абель Карлеваро и Мануэль Барруэко. Что вы взяли от этих маэстро?
Это было длительное путешествие... Маэстро Абель Карлеваро научил меня элементам своей инновационной техники — "меньше усилий с максимальными результатами". Когда я добралась до Мануэля Барруэко, он расширил работу, которую я уже проделала, и я искренне верю, что он вывел меня на более глубокий уровень как музыканта — он помог мне соединиться с моей собственной музыкальностью... Трудно синтезировать или явно детализировать вклад, который все мои учителя сделали в моей музыкальной жизни. Но всем, что я имею как гитарист, я им обязана.
На записи "Felicidade" вы сыграли в нескольких составах — соло, с оркестром, дуэтом и так далее. Как вы изменяете свой игровой подход в каждой из этих ситуаций?
Для каждой ситуации должно быть понимание того, какова ваша роль, чтобы вы могли лучше служить музыке. Например, при игре с оркестром вы должны вести, когда это необходимо, и сопровождать, когда это требуется. Однако, когда вы играете бразильскую музыку, я считаю, что важно ещё иметь это непринужденное чувство — звучание этого мягкого разговорного португальского акцента каким-то образом должно отразиться в вашей игре. Конечно, разные ситуации в записи зависели от самих музыкантов.
В "Berimbau" есть интересный тэппинг и бэнды — по крайней мере, для классической гитары.
Ну, беримбау — это однострунный инструмент из Бразилии, который имеет африканские корни, поэтому я искала звучность, которая будет напоминать его. Одна из вещей, которые я делала, заключалась в том, чтобы использовать ударный эффект, подобный тамбурину, при игре тэппингом. По поводу бэндов, я держала ноту Ре на пятой струне и защипывала открытую Ре на четвёртой. Затем, используя два пальца, я тянула пятую струну, чтобы получить эффект изменения тона. Я определённо искала звук, более подходящий скорее для популярной музыки, чем для классической гитары, но мне нравится этот эффект.
Когда вы даёте свои собственные мастер-классы, как вы думаете, многие студенты сталкиваются больше с проблемами техники или музыкальности?
Часто, когда учащиеся исполняют пьесы, для меня очевидно, что они никогда не слушали музыку, которая вдохновляла конкретную композицию. Например, бразильский шоро или парагвайская полька очень живы и исполняются сегодня, и важно послушать их, чтобы уловить суть каждого стиля музыки. Эта сущность не всегда отражается на бумаге. Часто я слышу, что парагвайская полька исполняется так, как если бы она была милонгой из Аргентины или Уругвая, но они далеки от того, чтобы быть одинаковыми.
Что вы посоветуете начинающим гитаристам?
Только вчера я давала мастер-класс в Китае, и девятилетняя исполнительница сыграла третью часть "Собора" Агустина Барриоса — очень сложная пьеса. Я спросила: "Как вы смогли сыграть такую пьесу в девять?" Её учитель дал мне ответ. Она занималась два часа в день с пяти лет, и её практика контролировалась одним из её родителей. Всё это время, посвящённое гитаре, действительно окупилось. Таким образом, вы можете обладать любовью к инструменту и желанием, но дисциплине замены просто нет.
По материалам интервью.