Первый уровень линии развития навыков реализации (Р1) – умение осознанно приобретать новые умения и способности и закреплять их. Основная проблема тут связана с необходимостью преодолевать сопротивление и сохранять упорство при достижении сложной цели - формировании любо навыка. С необходимостью этого преодоления сталкивается уже совсем маленький ребенок, когда он учиться ходить, говорить, принимать пищу без помощи родителей, и пр. Это дается ему отнюдь непросто, он тысячи раз повторяет непривычные и неудобные движения не достигая успеха, иногда даже испытывает боль, например, падая при попытках встать на ноги. Но в абсолютном большинстве, дети достигают своей цели, начинают ходить, попадать в рот ложкой с кашей, внятно произносить букву «ррр»… Происходит это на основе какой-то чудесной внутренней мотивации. Всякий взрослый позавидует этой настойчивости. Да в нас заложена эта способность – преодолевать трудности самой природой, однако все сложнее. Эта способность – упорство при освоении новых навыков не остается в нас естественной и неотъемлемой на всю оставшуюся жизнь. Все то новое, что мы осваиваем в раннем детстве, происходит без осознания, так же как у любого животного, которое учится базовым навыкам, необходимым для выживания. По большому счету, после того, как этот базовый набор умений освоен, врожденная способность к преодолению трудностей куда-то улетучивается. Возможно не полностью, чего-то осваивать мы продолжаем так же легко и естественно, но только то, что происходит без напряжения - в форме игры, например. Ключевая фраза тут – по собственной воле. Описание этого навыка можно переформулировать, как - способность принять на себя ответственность за формирования тех или иных навыков, требующих усердия и последовательности в освоении, и преодоления различных видов сопротивления.
В современных условиях воспитания, после трех – четырех лет естественного первичного научения необходимость преодолевать существенное сопротивление у ребенка в сущности отпадает. Но через несколько лет, когда ребенок идет в школу, ему приходится заново учиться делать, то что не получается, само собой. Надо привыкнуть сидеть за партой, делать уроки, соблюдать режим, нести ответственность за свою успеваемость. Очень часто приходится делать то, что не подкреплено инстинктивным рефлексом, игровым или исследовательским интересом. Надо научиться делать что-то, что нужно делать, даже несмотря на то, что это не очень приятно, и несмотря на то, что имеются альтернативы более приятного времяпровождения. Эта способность к само-мобилизации и преодолению сложностей в достижении является необходимым условием всего дальнейшего развития. Любые изменения в жизни человека, и личностные в первую очередь, часто вызывают естественное сопротивление. Часто необходимость изменяться наталкивается на сопротивление тела, на лень, отвлечение на «мелкие радости» и пр. Но без новых навыков, умений и изменения способов поведения невозможно развитие, которое является основным процессом, который составляет суть счастливой жизни. Без этого навыка – способности мобилизоваться, преодолевать лень и добиваться закрепления новых умений развитие останавливается.
Однако, иногда новые навыки формируются легко - такие примеры мы часто наблюдаем, когда ребенок увлеченный каким-то занятием – спортом, учебным предметом, творчеством, на фоне этого интереса демонстрирует необходимое усердие, способность к сосредоточению и самоконтролю, готовность пренебрегать «короткими» удовольствиями в интересах «дела». Если эти привычки формируются в естественной мотивации интереса, то способность освоения и других сложных навыков, как правило, не составляет сложности. Однажды, на волне интереса, научившись формировать в себе какой-то новый умение-навык, этот процесс легко повторяется на других. Интерес и увлеченность позволяют ребенку восстановить природное умение добиваться результатов, не взирая на сложности – это метанавык абсолютно универсален. Он применим как к физической деятельности, так и к интеллектуальной, творческой и вообще всем аспектам человеческой жизни. Мы знаем, что одни дети легко учатся по всем предметам сразу, успевают заниматься спортом, музыкой и еще черти чем. А другие не успевают ничего. Первые от вторых отличаются развитым навыком Р1. И чем больше разнообразие их интересов, тем больше укрепляется этот навык.
Если бы педагогическая наука сформировала методики закрепления и естественного развития базовой врожденной способности освоения новых необходимых для развития навыков! Это сняло бы много проблем в формировании счастливой гармоничной личности. К несчастью для многих все проходит не так гладко и требует огромных усилий уже в более старшем возрасте.
Как и для любого метанавыка, можно выделить две его стороны, с одной стороны (условно мужской) он выражается с способности к волевому преодолению сложностей – борьба с ленью, умение не обращать внимания на неприятные ощущения, продолжать усилия, несмотря на усталость и отсутствие результата, концентрировать внимание не предмете. Однако, этого недостаточно для полноценного формирования навыка, необходима так же другая составляющая (условно женская) - способность проявлять гибкость, умение переживать неудачи и отмечать успехи, гибко подходить к оценке своих достижений, облегчать процесс достижения и, главное, не допускать ненужного перенапряжения.
Об оценки уровня владения навыком Р1 и некоторых методах его тренировки мы поговорим в следующий раз.
Гриша Сотников. 31.10.2018.