Подлинная история, произошедшая в ходе терапии с клиенткой.
Клиентка, молодая привлекательная девушка, пришла на консультацию с проблемой депрессивного состояния. Жизнь не ладилась, последнее время она все время плакала, и первые два часа работы были совершенно "мокрыми". Приближаясь к настоящей проблеме терапии, произошел эпизод, расскажу о нем в форме диалога.
Я: - Лена (имя изменено), представьте у себя на руках маленького ребенка, это Ваш внутренний ребенок, это самая детская часть Вас.
Клиентка: - Он черный какой-то и противный, фууу...
Я: - Почему он черный, это негритенок?
Клиентка: - Нет, он грязный. Он завернут в какие-то тряпки, он весь в них завернут.
Я: - Лена, разверните его, помотрите на него, что еще видите, как он себя чувствует?
Клиентка: - ОЙ!!! У него на голове черви.
Я: Лена, давайте его помоем, он станет чистеньким и красивым.
Клиентка: - Нет, это не поможет, он по-моему мертвый.
Я: - Лена, давайте посмотрим и подумаем, что мы сейчас с Вами можем сделать.
Клиентка: - Ой, нет, он не мертвый, у него ножка теплая.
Я: - Хорошо, Лена, замечательно, что хочется сейчас сделать?
Клиентка: - Вымыть его, запеленать в теплое и чистое, обнять. Хотя, мне он все равно не нравится, он некрасивый.
Я: - Хорошо, Лена, скажите ему, что он даже некрасивый, самый лучший, что Вы сожалеете, что не любили его раньше, что Вы будете начинать учиться его любить.
Клиентка все повторила, прошли слезы, страх и ужас, сопровождавшие эту сцену. Началось медленное выздоровление человека, пережившего раннюю травму.
Лена начала понемногу и медленно учиться любить себя, место аутоагрессии уступило адекватное отношение к себе и своим потребностям.
Ведь в случае, когда ребенок получил раннюю травму от родителей, ему трудно вынести чувство ненависти к любимому родителю, поэтому он "идентифицируется с "хорошим" родителем, и посредством процесса, который Шандор Ференци (1933) назвал "идентификация с агрессором", ребенок принимает агрессию родителя в свой внутренний мир и начинает ненавидеть себя и свои потребности."
Этот процесс наблюдается у всех жертв, получивших раннюю травму от близких людей. Аутоагрессия проявляется в разных вариантах, и выглядят эти люди по-разному, но самодеструктивные процессы, в форме ли соматических заболеваний, депрессии, самоповреждающего поведения, наблюдаются у всех.
И работа с "внутренним ребенком" помогает не только в излечении, но и в диагностике таких травм.