Когда реализуешь в организации какое-то сложное изменение, которое является неизбежным, но не принимается кем-то из сотрудников, то обычно приходится пройти через 5 стадий принятия:
1. Отрицание. "Не бери в голову, они наверху там так решили, завтра передумают". "Это в других организациях так, а у нас не так, мы другие, мы особенные"
2. Гнев. "Какой дурак мог принять такое решение?!". "Это все Петров виноват, это из-за него у нас проблемы. Сейчас его уволим, и станет хорошо"
3. Торг. "Сейчас мы договоримся, и все будет хорошо"
4. Депрессия. На этой стадии слов мало, но люди находятся в подавленном состоянии.
5. Принятие. Наконец происходит принятие реальной ситуации. И начинается конструктивная работа.
Для простоты понимания приведу конкретный пример. Иванов - хороший менеджер по продажам. Хорошо работает и рассчитывает стать начальником отдела продаж. И тут он узнает, что руководитель решил переманить от конкурентов Петрова и назначить его начальником отдела продаж. Сначала Иванов в это не верит ("Ну встречался начальник с Петровым, но это еще только встреча, может он все же не возьмет Петрова к нам"). Затем гнев ("Да как он мог не оценить мои усилия, я так хорошо работаю!"). Затем торг - прийти к руководителю, сказать о том, что хочешь, попытаться договориться. Затем если ситуация является неизбежной сначала наступает стадия депрессии, и в конце происходит принятие. Или непринятие ситуации и уход в другую организацию.
Для меня это простая схема для диагностики текущего состояния, объяснения человеку того, что сейчас происходит. И скорейшего перехода в стадию принятия.