Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как доки в Севастополе хотели заполнять пресной водой и что из этого вышло

-2

Что общего между этими снимками, которые я сделал несколько лет назад? На них избражено одно и то же сооружение - Лазаревский акведук. Вот его история.

Ещё до Крымской войны в 40-х годах XIX века в Севастополе было начато строительство докового комплекса. Его пришлось вырубать в камне, ведь и весь наш город стоит на камне :) Объём работ можно оценить хотя бы по размерам одной доковой камеры - 120 х 90 х 7 метров. Само собой, строительство производилось силами солдат, матросов и заключённых. В пяти резервуарах, входивших в состав докового комплекса, можно было ремонтировать два 60-пушечных фрегата, один 120- и два 80-пушечных корабля. Выглядело это сооружение так:

-3

Корабли были тогда деревянные, а севастопольские бухты имеют один существенный недостаток - их воды населены особым червем-древоточцем, который сжирает корпуса за несколько лет. Или обшивай корабли медными листами, что по тем временам было очень затратно, или ищи другой способ спасти флот. И его попытались найти. Было замечено, что червь гибнет в пресной воды. Пришла идея - регулярно помещать корабли в водоём с такой водой. Единственным приличным источником её в окрестностях нашего города является Чёрная речка.

Поэтому был спроектирован водовод длиной 18 км, по которому воды Чёрной речки должны были заполнять строящийся док.Поскольку местность в окрестностях очень пересечённая, для водовода были пробиты три или четыре тоннеля, а балки он пересекал по арочным виадукам. Вот на старинном снимке видны и сам виадук, пересекающий ложбину и вход в туннель:

-4

А так он выглядел в Аполлоновой балке:

-5

Ниже я покажу современное его состояние. Водовод был довольно глубок местами, настоящий канал. Так он описывется в романе "Севастопольская страда" Сергеева-Ценского: «Между Черной речкой и позициями французов на Федюхиных горах проходил водопровод, раньше, до осады Севастополя, питавший доки. Глубина воды в нём доходила до восьми футов (почти 2,5 метра ), так что вброд он был непроходим. Перейдя по Трактирному мосту на другой берег, легкая батарея ринулась было на перекидные мостики, вслед за пехотой, но мостики эти оказались слишком ажурными, да и не могли быть иными. Выдерживая людей, они ломались под лошадьми и орудиями, под упряжками зарядных ящиков. Обрушиваясь в канал, лошади визжали и бились, стараясь выбраться из воды, и напрасно колотя передними копытами в отвесный берег канала. Люди старались помочь лошадям, хватая их за гривы и сбрую, а стрелки противника, так же как и комендоры укреплений, энергично действовали по такой благодарной цели, и в водопровод валились десятками тяжело раненые и убитые».

Проектировал водовод британский инженер на российской службе Джон Уптон, хотя и он опирался на более ранний проект француза Антуана Рокура. Меня поражает точность изысканий и проектирования, ведь поступление воды должно было происходить самотёком, 18 километров с поворотами и изгибами сквозь туннели и по виадукам и везде сохранялся определённый наклон, удивительно.

Один из туннелей сохранился ипоныне, по нему проходит труба Инкерманского водопровода. Французский путешественник Дюбуа де Монпере, побывавший в Севастополе в 1833 году, сообщал, что над прокладкой тоннеля работали день и ночь 24 матроса, сменяясь каждые три часа. Его пробивали с двух сторон навстречу друг другу: при этом смычка произошла настолько точно, что «посредине вышло разницы только на три пальца».

Закончено сооружение было в 1853 году, как раз перед Крымской войной. И несмотря на точность расчётов при строительстве, главную роль он выполнять не смог. Планировали заполнение доков за трое суток, но ещё при строительстве стало понятно, что этот процесс займёт не менее трёх недель. Поэтому доки стали заполнять всё-таки морской водой, а водовод стал снабжать питьевой водой город и корабли.

Однако часть его была разрушена в ходе боевых действий уже через два года, часть добита во время обороны и взятия города в Великой Отечественной войне, часть уничтожена при прокладке железной дороги и разобрана как строй материал. И всё-таки некоторые участки, проложенные в грунте используются горводоканалом и до сих пор.

Это не сколько снимков сохранившихся участков виадуков:

-6
-7
-8

Меня просили рассказывать о Севастополе по мере возможности. Если эта тема интересна, то можно и продолжить, ведь Севастополь и флот - понятия неразделимые.