Найти тему
Михаил Сорокин

Не называй свой бизнес "Моя семья". Этим ты его губишь

Оглавление

"Мы больше, чем команда, мы семья!".

Знакомая фраза? Тогда читай дальше про эту ловушку. Эта статья для тебя.

Если это семья, то перестань платить им деньги. И увидишь, какая это семья.Зачем ты себя обманываешь? Все дело в том, что в таком "семье" попросту не оцифрованы результаты деятельности каждого сотрудника.

Все на "Доверии". А доверие, по факту - это просто отсутствие контроля.

По факту, ты просто снимаешь с себя ответственность за результат компании и перекладываешь его на своих сотрудников, начинаешь его требовать от них, но не прокладываешь путь достижения и не ставишь цель.

Это семья до тех пор, пока ты просто платишь им оклады и не привязываешь мотивацию к результату. Обманываешь себя, что это верная стратегия.

Все границы смешаны. Нет должностных обязанностей, приказов, стандартов, сформулированных ценностей и правил. Думаешь что это лишнее и это всех напрягает, а по факту этим наносишь вред прежде всего своему бизнесу и клиенту.

По факту ты называешь это семья, потому что у тебя нет регламентированных процессов, логичной системы управления и происходит просто выплата  окладов (ставок по часам, дням и тд) тем, кто работает у тебя, вне зависимости от результата их деятельности.

Семья, в которой все делают все.

Но повторюсь еще раз, перестань платить им деньги и ты увидишь что это самообман и иллюзия.

Но тут у тебя проявится чувство вины. Ты же "Должен" платить людям деньги и "не должен требовать ничего от них". Они ведь взрослые люди и сами должны отдавать себе отчет в своих действиях, ставить себе цели и достигать их и еще много самообмана. Ты читаешь вдохновляющие книги, посещаешь мотивирующие тренинги, возвращаешься с них и тоже самое рассказываешь своей команде под названием семья, но результаты не меняются.

Давай назовем вещи своими именами. У тебя просто нет описанных процессов и формализации системы. Нет целей и планов, как эти цели достичь, нет KPI (ключевых показателей эффективности) по каждой должности, нет распределенных зон ответственности (организующей схемы), нет бюджета, системы управления финансами и нет понимания какой Ценный Конечный Продукт (ЦКП) каждый создает в  команде и какую Ответственность он несет, если не создает его.

-2

Но это следствие. Это симптом. Есть диагноз. А зачастую диагноз этому - перенос.  Перенос - это психологический термин. 

Перенос - психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу (мать, бабушка, сестра, муж) , совсем на другое лицо (сотрудник).

Перенос представляет собой форму отношений и, как любые отношения, он воспроизводит первые детские привязанности.

Другими словами, если ты испытываешь эмоции в отношении своих подчиненных (обида, злость, агрессия, страх, ревность), то ты продолжаешь выяснять отношения с кем-то из прошлого.

Пойми, управление - это не эмоциональный процесс. Это рациональный процесс. Это рутинная и монотонная во многом работа. 

Это статистики, процессы, показатели, цифры, планы, цели. 

Эмоции в бизнесе полезно получать от выполненных планов и достижения целей. Вдохновлять и вдохновляться этим.

А если ты не можешь управлять людьми, потому что у вас бушуют эмоции, то это не управление, а выяснение отношений с фигурами из прошлого. Процесс ради процесса.

Поэтому ты называешь это "Семья". Это просто повально сейчас.

Безусловно, в  бизнесе должна быть и эмоциональная составляющая. Но эта эмоциональная составляющая не должна быть связана с выяснениями отношений, она должна быть связана с вдохновляющими целями, с тем, какую миссию вы исполняете, скольким клиентам смогли создать ценность, как вы стали лучше для клиента, по сравнению с прошлым месяцем!

Сколько получили положительных отзывов получили и сколько отрицательных, но не отреагировали на них отрицательно, а стали улучшать вашу СИСТЕМУ. 

В таких компаниях всегда больше разговоров об отношениях и кто на кого как посмотрел, кто кому что сказал не так, кто что не выполнил. И совсем нет разговоров о том, какую ценность создает бизнес для клиентов. Вообще там мало речи о клиентах и о том, как становиться для них лучше. 

Мало того, в таких компаниях клиентов обвиняют, обсуждают между собой и даже оскорбляют.

 По сути, это  феномен!

 Человек отдает вам деньги за ваши услуги, а вы его оскорбляете, может быть не вы лично, но ваши сотрудники, а вы это допускаете. Пусть они не в глаза говорят ему, что он "...", но это всегда будет проявляться в тоне сотрудника и его ОТНОШЕНИИ к клиенту.

ВВЕДИТЕ ЗАПРЕТ НА ОБСУЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ! О КЛИЕНТАХ МОЖНО ГОВОРИТЬ ЛИБО ХОРОШО, ЛИБО НИКАК!

Но тут проблема в том, что Ты влюблен в свой продукт и бизнес и вашу "Семью", а не клиента. Поэтому такие компании гибнут и гибнут быстро. Либо в первый год закрываются, либо, если выжили, то в следующие 3-5 лет.

Перенос делает тебя несвободным. То есть ты знаешь, что вот этот сотрудник откровенно не эффективный. Мало того, он наносит вред бизнесу. Своим негативом, сплетнями и недовольством. Но ты его держишь в бизнесе и тем самым губишь бизнес .

Частое бывает так, что такой сотрудник может быть хорошим специалистом и у него высокие показатели и если ты его уволишь, то потеряешь половину(четверть) продаж. Знакомо? 

Это предсказуемая история и причина этому отсутствие процессов и логичной структуры в компании. Без описанных и формализованных процессов, должностных инструкций, правил поведения, правил продаж, системы мотивации и распределенных функций в команде, у тебя всегда такие "звездные" сотрудники будут, которые по сути управляют твоим бизнесом. И ты должны под них подстроиться, иначе они уйдут.

Первый шаг

Чтобы разрушить перенос его необходимо осознать. Все сотрудники, к которым у тебя есть сильная эмоциональная привязанность или злость - это все фигуры, на которых ты перенес отношения из прошлого (мать, бабушка, сестра, муж и тд).

Второй шаг

Фрустрировать ожидания. Это значит повести себя другим образом. Не так, как обычно вы реагируете на его безответственное(инфантильное) поведение. 

Третий шаг

Формализовать систему. Поставить годовые цели, цели полугода и месяца, создать организующую схему, описать все должности и все цели этих должностей, создать регламенты работы и правила поведения, описать процесс ведения клиента, от встречи, до отгрузки продукта или выполнения услуги. Заключить трудовые договора с сотрудниками, создать положение о мотивации и ДАТЬ ВСЕ ЭТО НА ПОДПИСЬ СОТРУДНИКАМ!

Шаг четвертый

Перестань называть команду семьей, наведи порядок в личной и семейной жизни. Семья у тебя за пределами работы и не нужно личные истории тянуть в бизнес и создавать там альтернативный мир твоей реальности, где ты самый важный, главный и такой значимый, где все от тебя зависят.

-3

Дело в том, что в переносе находишься не только ты, но и тот, с кем ты выясняешь отношения. Это всегда взаимная игра. Поэтому если ты не ведешь себя старым способом, не реагируешь эмоционально, а разговариваешь на языке показателей, документов и правил, то ты перестаешь быть той фигурой из прошлого и приобретаешь реальные очертания.

Многие люди начинают уходить из таких команд, когда в ней появляется порядок и система. Но ты должен понимать, что без системы - это соковыжималка для тебя и всех участников этого процесса, так как все очень сильно вовлечены эмоционально и разрушают свою жизнь, не двигаясь вперед, а оставаясь в прошлом. 

Вот система распределения ответственности в компании. В дальнейших статьях расскажу об этом более подробно.

Ставь лайк, если тебе понравилась статья и поделись с тем, у кого похожая история))

-4