"Мы больше, чем команда, мы семья!".
Знакомая фраза? Тогда читай дальше про эту ловушку. Эта статья для тебя.
Если это семья, то перестань платить им деньги. И увидишь, какая это семья.Зачем ты себя обманываешь? Все дело в том, что в таком "семье" попросту не оцифрованы результаты деятельности каждого сотрудника.
Все на "Доверии". А доверие, по факту - это просто отсутствие контроля.
По факту, ты просто снимаешь с себя ответственность за результат компании и перекладываешь его на своих сотрудников, начинаешь его требовать от них, но не прокладываешь путь достижения и не ставишь цель.
Это семья до тех пор, пока ты просто платишь им оклады и не привязываешь мотивацию к результату. Обманываешь себя, что это верная стратегия.
Все границы смешаны. Нет должностных обязанностей, приказов, стандартов, сформулированных ценностей и правил. Думаешь что это лишнее и это всех напрягает, а по факту этим наносишь вред прежде всего своему бизнесу и клиенту.
По факту ты называешь это семья, потому что у тебя нет регламентированных процессов, логичной системы управления и происходит просто выплата окладов (ставок по часам, дням и тд) тем, кто работает у тебя, вне зависимости от результата их деятельности.
Семья, в которой все делают все.
Но повторюсь еще раз, перестань платить им деньги и ты увидишь что это самообман и иллюзия.
Но тут у тебя проявится чувство вины. Ты же "Должен" платить людям деньги и "не должен требовать ничего от них". Они ведь взрослые люди и сами должны отдавать себе отчет в своих действиях, ставить себе цели и достигать их и еще много самообмана. Ты читаешь вдохновляющие книги, посещаешь мотивирующие тренинги, возвращаешься с них и тоже самое рассказываешь своей команде под названием семья, но результаты не меняются.
Давай назовем вещи своими именами. У тебя просто нет описанных процессов и формализации системы. Нет целей и планов, как эти цели достичь, нет KPI (ключевых показателей эффективности) по каждой должности, нет распределенных зон ответственности (организующей схемы), нет бюджета, системы управления финансами и нет понимания какой Ценный Конечный Продукт (ЦКП) каждый создает в команде и какую Ответственность он несет, если не создает его.
Но это следствие. Это симптом. Есть диагноз. А зачастую диагноз этому - перенос. Перенос - это психологический термин.
Перенос - психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу (мать, бабушка, сестра, муж) , совсем на другое лицо (сотрудник).
Перенос представляет собой форму отношений и, как любые отношения, он воспроизводит первые детские привязанности.
Другими словами, если ты испытываешь эмоции в отношении своих подчиненных (обида, злость, агрессия, страх, ревность), то ты продолжаешь выяснять отношения с кем-то из прошлого.
Пойми, управление - это не эмоциональный процесс. Это рациональный процесс. Это рутинная и монотонная во многом работа.
Это статистики, процессы, показатели, цифры, планы, цели.
Эмоции в бизнесе полезно получать от выполненных планов и достижения целей. Вдохновлять и вдохновляться этим.
А если ты не можешь управлять людьми, потому что у вас бушуют эмоции, то это не управление, а выяснение отношений с фигурами из прошлого. Процесс ради процесса.
Поэтому ты называешь это "Семья". Это просто повально сейчас.
Безусловно, в бизнесе должна быть и эмоциональная составляющая. Но эта эмоциональная составляющая не должна быть связана с выяснениями отношений, она должна быть связана с вдохновляющими целями, с тем, какую миссию вы исполняете, скольким клиентам смогли создать ценность, как вы стали лучше для клиента, по сравнению с прошлым месяцем!
Сколько получили положительных отзывов получили и сколько отрицательных, но не отреагировали на них отрицательно, а стали улучшать вашу СИСТЕМУ.
В таких компаниях всегда больше разговоров об отношениях и кто на кого как посмотрел, кто кому что сказал не так, кто что не выполнил. И совсем нет разговоров о том, какую ценность создает бизнес для клиентов. Вообще там мало речи о клиентах и о том, как становиться для них лучше.
Мало того, в таких компаниях клиентов обвиняют, обсуждают между собой и даже оскорбляют.
По сути, это феномен!
Человек отдает вам деньги за ваши услуги, а вы его оскорбляете, может быть не вы лично, но ваши сотрудники, а вы это допускаете. Пусть они не в глаза говорят ему, что он "...", но это всегда будет проявляться в тоне сотрудника и его ОТНОШЕНИИ к клиенту.
ВВЕДИТЕ ЗАПРЕТ НА ОБСУЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ! О КЛИЕНТАХ МОЖНО ГОВОРИТЬ ЛИБО ХОРОШО, ЛИБО НИКАК!
Но тут проблема в том, что Ты влюблен в свой продукт и бизнес и вашу "Семью", а не клиента. Поэтому такие компании гибнут и гибнут быстро. Либо в первый год закрываются, либо, если выжили, то в следующие 3-5 лет.
Перенос делает тебя несвободным. То есть ты знаешь, что вот этот сотрудник откровенно не эффективный. Мало того, он наносит вред бизнесу. Своим негативом, сплетнями и недовольством. Но ты его держишь в бизнесе и тем самым губишь бизнес .
Частое бывает так, что такой сотрудник может быть хорошим специалистом и у него высокие показатели и если ты его уволишь, то потеряешь половину(четверть) продаж. Знакомо?
Это предсказуемая история и причина этому отсутствие процессов и логичной структуры в компании. Без описанных и формализованных процессов, должностных инструкций, правил поведения, правил продаж, системы мотивации и распределенных функций в команде, у тебя всегда такие "звездные" сотрудники будут, которые по сути управляют твоим бизнесом. И ты должны под них подстроиться, иначе они уйдут.
Первый шаг
Чтобы разрушить перенос его необходимо осознать. Все сотрудники, к которым у тебя есть сильная эмоциональная привязанность или злость - это все фигуры, на которых ты перенес отношения из прошлого (мать, бабушка, сестра, муж и тд).
Второй шаг
Фрустрировать ожидания. Это значит повести себя другим образом. Не так, как обычно вы реагируете на его безответственное(инфантильное) поведение.
Третий шаг
Формализовать систему. Поставить годовые цели, цели полугода и месяца, создать организующую схему, описать все должности и все цели этих должностей, создать регламенты работы и правила поведения, описать процесс ведения клиента, от встречи, до отгрузки продукта или выполнения услуги. Заключить трудовые договора с сотрудниками, создать положение о мотивации и ДАТЬ ВСЕ ЭТО НА ПОДПИСЬ СОТРУДНИКАМ!
Шаг четвертый
Перестань называть команду семьей, наведи порядок в личной и семейной жизни. Семья у тебя за пределами работы и не нужно личные истории тянуть в бизнес и создавать там альтернативный мир твоей реальности, где ты самый важный, главный и такой значимый, где все от тебя зависят.
Дело в том, что в переносе находишься не только ты, но и тот, с кем ты выясняешь отношения. Это всегда взаимная игра. Поэтому если ты не ведешь себя старым способом, не реагируешь эмоционально, а разговариваешь на языке показателей, документов и правил, то ты перестаешь быть той фигурой из прошлого и приобретаешь реальные очертания.
Многие люди начинают уходить из таких команд, когда в ней появляется порядок и система. Но ты должен понимать, что без системы - это соковыжималка для тебя и всех участников этого процесса, так как все очень сильно вовлечены эмоционально и разрушают свою жизнь, не двигаясь вперед, а оставаясь в прошлом.
Вот система распределения ответственности в компании. В дальнейших статьях расскажу об этом более подробно.
Ставь лайк, если тебе понравилась статья и поделись с тем, у кого похожая история))