Найти тему
Классическая ГИТАРА

Музыка Мануэля Понсе, дуэт гитары и клавесина

Миссия канала

Мануэль Понсе первым написал произведение, соединяющее гитару и клавесин: трёхчастную Сонату для дуэта этих инструментов. Эта Соната звучит на трёх видео в этой публикации.

Интересно отметить, что Понсе не играл на гитаре — он был блестящим пианистом, обучаясь у ученика Франца Листа. Как и Морено Торроба, Понсе вполне успешно писал для гитары интуитивно. Тем не менее, Сеговия часто вносил правки в музыку Понсе (с согласия автора), чтобы лучше адаптировать её для гитары. Соната Понсе для гитары и клавесина была завершена в Париже в 1926 году. В письме к Понсе от 21 августа 1926 года Сеговия писал:

Я начал разучивать Сонату для клавесина и гитары ... [Raymond] Moulaert [известный бельгийский пианист, композитор, музыкальный критик и педагог] услышал ваши работы, был удивлён и пришёл в восторг... он взял сонату для клавесина и гитары в свою комнату и долгое время изучал её... Вчера он взял ручку и написал учителю фортепиано из Брюссельской консерватории, который является отличным музыкантом, сообщив ему, чтобы тот зарезервировал дату 16 декабря для участия в качестве клавесиниста в презентации вашей работы. Таким образом, она будет сыграна в Брюсселе раньше Парижа, что, как я считаю, несомненно, является преимуществом. Moulaert будет разговаривать со своими друзьями, и атмосфера, предшествующая слушанию, будет интересной.

В последующих письмах, отправленных в 1928 году из Нью-Йорка и Генуи, Сеговия говорит Понсе, что пытается найти хорошего клавесиниста для выступлений в Нью-Йорке и Женеве. Состоялось ли какое-либо из этих выступлений, неизвестно...

Дополнительной информации о Сонате для клавесина и гитары до 1940 года не было, пока она не была представлена в подарок двум ученикам Понсе, гитаристу Jesús Silva и пианистке Amanda Cuervo; оба были студентами Национальной консерватории в Мексике. Silva изучал гармонию и эстетику у Понсе и имел тесные взаимоотношения с композитором и его женой. Позднее Понсе посвятил Silva две работы для гитары соло, "Verpertina" и "Matinal". Silva также был протеже Сеговии, получив свой первый урок у маэстро в 1933 году в Мехико.

Понсе предоставил Silva и Cuervo рукопись Сонаты для гитары и клавесина, посвятив работу паре в качестве подарка на предстоящую свадьбу. Надпись на рукописной копии гласит:

Моему дорогому другу Chucho Silva и его уважаемой будущей спутнице Amanda Cuervo, с любовью, надеясь услышать, как вы играете эту сонату в ближайшее время. Мануэль М. Понсе, Мексика, 14 декабря 1940 года.

Silva и Cuervo разучили сонату и сыграли её для Понсе, который, по словам Silva, "оказался доволен результатом и даже предложил поместить большую полоску бумаги над струнами фортепиано, чтобы создать небольшой эффект клавесина". Спустя некоторое время, в беседе с Сеговией, Silva узнал, что первое публичное исполнение этой работы было фактически осуществлено Сеговией с испанским пианистом и клавесинистом José Iturbi (1895 - 1980).

Со времени публикации этой Сонаты в 1973 году было много её исполнений на гитаре и клавесине, а также несколько записей. Некоторые из этих исполнений представляют фортепиано как альтернативу клавесину. Опубликованная версия не включает посвящения Silva и Cuervo — по-видимому потому, что издатель использовал другую рукопись работы и не знал об этом.

Эта Соната для гитары и клавесина, может быть, не самая известная работа Понсе, но это не мешает ей быть одной из лучших. Это отличный пример импрессионистских гармоний в сочетании с техникой контрапункта барокко. Jesús Silva, который часто говорил и писал о своём знакомстве с Понсе, заявлял, что "музыкальное воображение Понсе действительно особенное... большое вдохновение... Никакой страсти. Он силён своей утончённостью. Он глубоко проникает в исполнителя и слушателей".

По материалам статьи.