Найти тему

Русские былины: правда и вымысел

Русский народ всегда помнил свою историю, так издревле русские развивали свой фольклор, а именно передавали друг другу сказания об истории своего государства. Мало кто может похвастаться тем, что спустя тысячелетие народ еще может вспомнить свою страну в древности и рассказать про нее. Былина о русских богатырях и князьях звучали по всему северу нашей страны, и даже сейчас некоторые из них мы изучаем в школе.

Начнем по порядку. Владимир Красное Солнышко, это имя известно каждому, еще бы, о нем мы слышали не только на уроках истории, но и на уроках литературы. Но как так получилось, что русский народ соединил двух князей и выдал их за одного? Мало, кто знает, что часто возникает путаница между Владимиром Святым и Владимиром Мономахом, ведь прозвище Красное Солнышко пошло из эпоса, а народ, живя в глуши, часто и не знал какой князь и где сидит. Стоит знать только одно: Киевского Русь достигла наивысшего пика развития именно при этих князьях.

Сколько мы слышали про Илью Муромца, Микулу Селяниновича, Алешу Поповича и их противников Змея Горыныча и Соловья-Разбойника. Здесь сказочно все, их молодецкая удаль, их богатырская сила и сноровка. Да и их противники были достойными, силой и удалью не отличались:

Как-то Добрыня Никитич «видит в поле громадные следы от копыт: каждый след величиной с полпечи. Присматривается Добрыня к следу, говорит себе: 
– Это, видно, Жидовин, чужой богатырь, заехал в наши вольные степи из земли жидовской». (прим. Жидовин - тоже богатырь)
«Чернеется громадное: конь, как гора, на нем богатырь, словно сена копна, – не видать лица под меховой шапкой пушистой». Палицей он играет «весом в девяносто пудов». Даже одолев Жидовина, Илья Муромец говорит: «Тридцать лет езжу я в поле, братцы мои названые, а такого чуда ни разу еще не наезживал!» 

А образы Владимира и его княгини разве менее красочны, чем описания богатырей?

Конечно нет. Но не будем забывать, что все былины привязаны к определенной исторической вехе. Первые богатыри появились в конце 10 века, то есть при киевском князе Владимире, а последний из них погибает в 1224 году в бою с монголами (это был Алеша Попович). Многие былины доподлинно описывают исторические события Киевской Руси, но есть одно важное обстоятельство - в первую очередь, былины описывают народ, каким он был в тот или иной отрезок времени.

Образ русского народа, представленный в русских мифах, очень привлекателен, хотя сами исторические личности могли кардинально от него отличаться. Например, в былинах очень много внимания посвящено князю Владмиру Красное Солнышко с его светлой княгиней и их идеальной супружеской жизни, где киевский князь - верный и заботливый супруг, а его жена - скромная и мудрая женщина. Но почему мы нигде не встречаем ее имени? Да потому что Владимир имел 25-40 жен, и законный брак с Анной, византийской царевной, ничего не изменил, хотя Владимир и "раздал" с барского плеча некоторых своих жен своим сподвижникам.

Дальше больше. В былинах много говорится о христианстве и о том, что после крещения Русь стала православной, но на деле многие князья носили два имени: христианское и языческое, Так, Владимир был Василием в крещении.

-2

Так, мы видим, что в былинах важно было блюсти мораль. Но так дела обстояли не только на Руси, в британских сказаниях о короле Артуре и графе Роланда часто можно встретить супружеские измены, которые воспринимаются обычным делом. Ярким примером является зачатие и рождение самого короля Артура. Колдун Мерлин предсказал, что если в определенную ночь будет зачат ребенок между королем Утером Пендрагоном и женой герцога Горлойса Игрефна, то родится великий король, Король Утер обдумал это предсказание, приказал отвлечь стражу герцога Горлойса Игрефна и был зачат ребенок без брака.

Но образ короля Артура никак не сочетался с таким происхождением, и если бы эта история произошла на Руси, то ему бы придумали другое происхождение. Кроме того, обе жены Артура изменяли ему и любили других. Так говорится в сказаниях о любви его жены к его брату Бедуиру:

Незыблема вершина Камелота, 
Британия становится сильней. 
Но что за неотступная забота 
Тебя не выпускает из когтей? 
А все, от бедняка до кавалера, 
Все знают, чья в печали той вина: 
Прекрасна королева Гвиневера, 
Прекрасна, но Артуру не верна. 
Сильны и многочисленны отряды, 
Что за тобой идут на саксов в бой. 
Но кто стоит с тобой так часто рядом, 
Но взглядом не встречается с тобой? 
Цвет рыцарства, герой, краса турнира, 
Твой давний друг, уже почти что брат… 
Но королева любит Бедуира, 
И вряд ли в этом кто-то виноват. 
Ты уезжаешь в дальние походы, 
Ты закрывать глаза на все готов. 
Ты им обоим подарил свободу… 
Ведь это называется «любовь». 
Ты грешен, несмотря на святость целей, 
Так для чего же быть еще грешней? 
Скажи теперь, о предсказатель Мерлин, 
Ответь же мне, пророк придворный Мерлин, 
Прошу, поведай, ясновидец Мерлин, 
Кто на земле несчастней королей?

Да и погиб Артур от своего же внебрачного ребенка. Но с другой стороны, их сказания и повествования очень увлекательны и поучительны.

Но вернемся к нашим "высокоморальным" былинам. В них не обходят вниманием и женщин, также наделенных моральными принципами, Например, Забава Путятишна переодевается в доспехи и отправляется на поиски своего жениха, который исчез. Победив все мыслимые и немыслимые чудища, она везет его домой и только после этого они женятся.

Не стоит забывать и о "Слове о полку Игореве", где супружеские отношения описываются идеалом жизни супругов. Как, например, княгиня Ефросинья Ярославна любит своего мужа и провожает его на войну?

На заре, на зорьке, рано-рано, 
Со своей тоской наедине, 
Плачет, причитает Ярославна 
На путивльской городской стене. 

Стоит отметить, что тогда жена не была обязана оплакивать своего мужа, тогда женщины боялись своей участи в роли вдовы. Здесь же княгиня больше плачет потому, что больше не увидит своего милого. Когда князь Игорь вернулся, бежав из плена, то они кинулись друг другу в объятья и «от слез и от радости ничего сказать друг другу не могли». Довольно странное проявление слабости для князя, но для былин самое то. Женщины из европейских сказаний могут только позавидовать такой любви.

-3

Богатыри также наделены своей моралью, во-первых, они без страха идут в бой и почти всегда побеждают. В Европе есть свой аналог - Три мушкетера, но они являются литературными героями писателя, а былины все же сочинял простой народ. Во-вторых, они бесконечно преданы своей Родине, так Илья Муромец после ссоры с Владимиром уехал, но служить Родине не перестал - сразу же отправился побеждать Змея-Горыныча. После того, как Владимир заточил Илью Муромца в темницу, а на Киев напали враги, богатырь вышел сражаться только из-за того, что угрожали расправой его городу. Потом история имеет два развития: Илья Муромец мирится с Владимиром или уезжает из Киева, но обязательное условие - Владимир просит прощения у Ильи.

Если сравнивать наших русских богатырей с воинами из Европы, то наши выглядят куда более привлекательней. Несмотря на всю свою силу и смелость, воины из Европы вечно ссорятся друг с другом и служат человеку, а не государству, а уж чтобы король попросил прощение у воина - это уж немыслимо.

Таким образом, можно отметить, что и умение просить прощение и признавать свою неправоту - тоже важный нравственный штрих в портретах наших князей.

Можно сделать вывод, что описывая своих властителей и героев, народ наделял их такими качествами, которые хотел видеть и в себе, то есть смелостью, благородством, честность и скромностью.

Подписывайтесь на наш канал, следите за публикациями, ставьте лайки!