Найти в Дзене
Подумалось мне часом

Служба забытых цитат: Джет Ли о книгах, которые в детстве читал

Сто лет назад, задолго до прошлой пятницы, первую тогда еще "Мумию" к нам приехали представлять Джет Ли и Мишель Йео. Я тогда делал интервью с Джетом Ли и мы довольно долго с ним беседовали. Говорили обо всем - о Голливуде, о том, как там пробиться иностранцу, о гонконгском кинематографе, о режиссере Чжане Имоу, о Шаолине - причем как о настоящем монастыре, так и фильме, который сделал его звездой. Потом вдруг заговорили о его детстве, пришедшемся как раз на Культурную революцию, он как-то оживился и сказал: У меня в детстве была Книга. Он именно так и сказал - с большой буквы, это было ясно по тону. Великая книга, которую я прочитал еще подростком, и которая на меня произвела определяющее влияние. Она, собственно, сделала меня тем человеком, каков я есть. Без нее ничего бы этого не было - ни боевых искусств, ни спортивных титулов, ни Гонконга, ни Голливуда. И я до сих пор постоянно ее перечитываю, вспоминаю и где бы я не был, в США, в Китае, еще где-нибудь в Азии, я все время вспомин

Сто лет назад, задолго до прошлой пятницы, первую тогда еще "Мумию" к нам приехали представлять Джет Ли и Мишель Йео.

Я тогда делал интервью с Джетом Ли и мы довольно долго с ним беседовали. Говорили обо всем - о Голливуде, о том, как там пробиться иностранцу, о гонконгском кинематографе, о режиссере Чжане Имоу, о Шаолине - причем как о настоящем монастыре, так и фильме, который сделал его звездой.

Потом вдруг заговорили о его детстве, пришедшемся как раз на Культурную революцию, он как-то оживился и сказал:

У меня в детстве была Книга.

Он именно так и сказал - с большой буквы, это было ясно по тону.

Великая книга, которую я прочитал еще подростком, и которая на меня произвела определяющее влияние. Она, собственно, сделала меня тем человеком, каков я есть. Без нее ничего бы этого не было - ни боевых искусств, ни спортивных титулов, ни Гонконга, ни Голливуда.

И я до сих пор постоянно ее перечитываю, вспоминаю и где бы я не был, в США, в Китае, еще где-нибудь в Азии, я все время вспоминаю слова оттуда.

Это слова Павла Корчагина: "Не бойтесь никаких преград и перипетий на своем пути - потому что сталь можно закалить только так". А книга, естественно - "Как закалялась сталь" Николая Островского.

И за этими словами очень явственно проявился бывший пекинский пионер Ли Ляньцзэ, ставший мировой суперзвездой под именем Джет Ли.

На самом деле, влияние этой книги на современных китайцев сложно переоценить. Я с ними говорил на эту тему - все 40-50-летние китайцы знают этот роман практически наизусть, и могут часами рассуждать о нюансах взаимоотношений Павла и Тони (вы еще помните, кто это такая?).

Как мне объяснял один китайский гуманитарий, она просто очень хорошо легла на их мировоззрение. Хотя бы потому, что это стопроцентный конфуцианский роман. Положить жизнь на алтарь Родины - лучшая судьба, о которой только может мечтать человек. Достойнее смерти просто не бывает.

Мы были недавно с дочками в московском музее Николая Островского "Преодоление" - подавляющая часть посетителей это китайцы. Они каждый день делегациями приходят отдать дань уважения великому, по их мнению, писателю.

И дело не в коммунистической идеологии, которой они, в большинстве своем не придерживаются. Просто считают это великой книгой о человеке, преодолевшем себя.

Это все так, вчерашним чтением ленты навеяно - к вопросу о масштабности случившего у нас в стране сто лет назад. О юбилеях, проходящих при подчеркнутом официальном игноре.

_______________________

Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Московиты. Книга первая - https://author.today/reader/42820/333819

Одна давняя и позабытая история о несчастном Слепце и трех братьях — Косом, Силаче и Красавчике. Школьные учебники сухо именуют ее "феодальной войной второй четверти XV века в Московском княжестве" и отводят ей максимум пару абзацев. На деле же этот эпизод российской истории ни в чем не уступит "Игре престолов".

-2

Если вам понравится - я буду очень рад.