Найти тему
Ekaterina Tolkacheva

МОЖНО ЛИ КРИТИКОВАТЬ И КАК

Вчера на ФБ развернулась жаркая дискуссия на тему допустимости критики и негативной обратной связи в организации. Приверженцы Agile и ряд других специалистов небезосновательно убеждают, что критика всегда зло и разрушает команду. Или говорят что-то вроде "Молчи, пока твоего мнения не спрашивали". Ну и разумеется, есть огромная гвардия управленцев, которые считают, что без критики никуда.
Агитировать никого ни за что не буду - считаю, что всем подходам своё место. На стройке и фраза "Васька, дурак, держи крепче" может быть вежливой. А абстрактный копирайтер Серафим может обидеться и на фразу "Что-то твой текст слишком длинный, его бы подсократить".
Просто поделюсь своими простыми правилами негативной (да и позитивной) обратной связи, которым стараюсь следовать. Надеюсь они будут вам полезны:
1. Всегда СОХРАНЯЕМ УВАЖЕНИЕ к человеку, думаем как бы я чувствовал себя на его месте.
2. Оцениваем всегда ТОЛЬКО ПОВЕДЕНИЕ и поступки человека. Никогда не оцениваем самого человека, ни хорошо, ни плохо. Ибо одинаково плохо и вырастить человеку корону, и сломать человека.
3. Стараемся говорить про свои эмоции и СВОЕ ОТНОШЕНИЕ к выполненной работе или какому-то поступку сотрудника. Фраза "Мне не нравится отчет" предпочтительнее фразы "Это плохой отчет"
4. Когда говорим негатив, стараемся пояснять человеку ЗАЧЕМ мы это говорим, ПОЧЕМУ именно сейчас. Это поможет сознательному разуму успокоить инстинктивные реакции, возникающие в ответ на критику, равносильную нападению.
5. Ну и классическое правило "Хвали при всех, ругай без свидетелей".

Кто согласен? Кто готов добавить еще что-то к этим правилам? Или может наоборот поспорить.