Во всей русской истории, наверное, не было Государя с более печальной судьбой.
Приказано забыть
У вдовой герцогини курляндской Анны Иоанновны, дочери русского Царя Иоанна V (1682-1696), ставшей Императрицей в 1730 году, детей не было. Она завещала трон своему внучатому племяннику Ивану Антоновичу. Это позволяло сохранить русский престол в руках потомков Иоанна V и не допустить его перехода к линии Петра I.
На момент смерти Анны Иоанновны в октябре 1740 года Императору было два месяца. Анна Леопольдовна стала регентшей. Однако через год с небольшим дочь Петра Елизавета отправила всё «Брауншвейгское семейство», как она официально выразилась, в ссылку.
Поскольку за этот год все официальные акты в России издавались именем Императора Иоанна, то они подверглись уничтожению. Даже монеты с изображением Царя-младенца изымались из обращения в переплавку, а по истечении времени те, у кого обнаруживались такие монеты, подлежали суду как государственные изменники.
Стирание памяти об Иване VI оказалось настолько мощным, что даже в 1913 году, во время юбилейных торжеств династии Романовых, его не упоминали в числе былых российских венценосцев.
Изоляция
Некоторые считают, что Иван Антонович был сразу после переворота, во младенчестве, изолирован от родных и света Божьего, и так рос. Это неправда. Вначале режим содержания его и родных был сравнительно сносным. Хотя их и переводили с места на место, пока не привезли в Холмогоры. Там, уже пяти или шести лет от роду, Иоанн был насильно разлучён с матерью и посажен в отдельную от всех комнату в архиерейском доме. С ним общались только тюремщики. Его мать вскоре умерла от горя.
Иван Антонович знал о своём царском сане. Какие-то доброхоты даже обучили его грамоте, он мог читать и писать. Правда, с течением времени за ним стали замечать естественные в его положении признаки расстройства психики.
Знамя возможного переворота
Недовольные властью лица могли воспользоваться именем Иоанна VI для очередного переворота. Это были не пустые опасения.
В 1756 году прусские спецслужбы, в условиях начавшейся Семилетней войны, снарядили бежавшего из России от уголовного преследования купца Ивана Зубарева в Холмогоры с целью похищения Ивана Антоновича. Однако здесь заговорщика схватили и заставили во всём признаться. После этого случая Иоанна перевели в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости в полную изоляцию.
Не исключено, однако, что в той обстановке Зубарева заставили оговорить себя в измене.
Есть легенда, что в камере Иоанна навестил Император Пётр III. О чём они могли говорить, что хотел предпринять новый Царь в отношении своего родственника – навсегда осталось тайной. Екатерина II приказала усилить строгость изоляции царственного узника.
В 1764 году тюремная охрана убила Ивана Антоновича по приказу Екатерины II, предписывавшему сделать это в случае попыток его похищения. Некоторые полагают, что поручик Василий Мирович был инспирирован на заговор с целью освобождения Иоанна по заданию агентов самой же Императрицы, желавшей, наконец, избавиться от источника опасений за свою власть.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарий.
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись