Найти тему
е-вариант.рф

Не каждая инициатива станет законом, но...

Оглавление

Половина – не большинство

Госдума РФ готовится ужесточить порядок перевода жилого помещения в многоквартирном доме в нежилое.

Сейчас депутаты рассматривают предложение не только в обязательном порядке составлять письменный протокол собрания собственников о согласии на перевод помещения в нежилое, но и определить особенности кворума такого собрания – на нём должны присутствовать две трети собственников для домов с одним подъездом или половина жильцов для дома с несколькими подъездами. При этом Законодательное собрание Санкт-Петербурга выступило с инициативой учитывать кворум в две трети от числа жильцов независимо от числа подъездов в доме, а в протоколе собрания должно быть зафиксировано назначение переводимого помещения. Легитимность кворума на собраниях собственников будут подтверждать привлечённые сотрудники межведомственной комиссии.

По словам депутатов питерского Заксобрания, проблема в том, что при переводе в нежилое существует ограниченный перечень специальных требований для переводимых в нежилое объектов: кроме создания отдельного входа, существует запрет продажи определённого перечня товаров (токсичных и горючих), а также ограничение времени работы будущего офиса или магазина – только до 23.00. Бизнесмены обещали жильцам открыть на первом этаже аптеки или магазины, однако вместо них появлялись рюмочные и караоке-бары.

Если Госдума поддержит данное предложение, то в законе появятся изменения, позволяющие отменять решение о переводе жилого помещения в нежилое или обязывать собственника восстанавливать первоначальный ремонт. Сейчас штраф предусматривается лишь в случае, когда жилое помещение незаконно использовалось в коммерческих целях: до 2500 рублей – физическим лицам и до 50 000 – юридическим.

Разделить договоры

Депутаты «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, устанавливающий право для бывших супругов заключать отдельные договоры социального найма при проживании в одной квартире.

Как поясняют авторы законопроекта, часто после расторжения брака бывшие супруги остаются жить в одной квартире, принадлежащей муниципалитету, и может возникнуть проблема, когда один из них отказывается платить за жилое помещение и коммунальные услуги, а другой по этой причине не может оформить себе субсидию или же вынужден оплачивать полностью коммунальные услуги.

«Как показывает практика, в том числе и судебная, договорная процедура по порядку и размеру участия нанимателя и бывшего члена его семьи в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не приносит положительных результатов ввиду невозможности достижения соглашения между сторонами», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Поэтому законопроект предлагает «закрепить право дееспособного члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи требовать заключения с ним отдельного договора социального найма, если в соответствии с приходящейся на него долей общей площади жилого помещения ему может быть выделена изолированная жилплощадь».

«Очевидно, что после прекращения семейных отношений лица, проживающие или зарегистрированные в жилом помещении, являются разными семьями. Надлежащее исполнение обязанностей и несение ответственности каждого из них за их неисполнение невозможны без установления отдельных жилищных правоотношений для проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, и существование одного (единого) договора для разных семей юридически представляется абсурдным. Кроме того, наличие отдельных договоров социального найма будет способствовать повышению платёжной дисциплины со стороны нанимателей», – указывают разработчики документа.

Освободили бы, но денег нет…

В Госдуму внесён законопроект, который в случае его одобрения депутатами, освободит многодетные семьи, нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке, от налога на имущество.

Авторы законопроекта считают, что в отношении многодетных семей должны быть выработаны особые меры поддержки – ведь уровень расходов таких семей и, как следствие, их благосостояние, как правило, повышается с появлением в семье каждого следующего ребёнка.

Однако в правительстве РФ законопроект не поддержали, считая, что подобные вопросы в полной мере могут быть урегулированы на местном уровне. Кроме того, всё упирается в деньги – изменения приведут к возникновению выпадающих доходов у местных бюджетов и, как следствие, к необходимости их компенсации из федерального бюджета. В заключении кабинета министров сказано, что реализация законопроекта может потребовать от 3,2 до 6,4 миллиарда рублей ежегодно.

Должникам здесь не место

В Госдуме готовятся рассмотреть законопроект, вводящий запрет на участие в земельных торгах лицам, имеющим задолженность по налогам и сборам.

Законопроект предлагает тех граждан, в отношении которых есть сведения об имеющейся у них задолженности, в том числе – по арендной плате за такие земельные участки, не допускать к участию в аукционах по продаже либо аукционах на право заключения договора аренды земельных участков. Этот запрет касается задолженности, подтверждённой вступившими в законную силу судебными актами и образовавшейся в течение двух лет до подачи заявления на участие в аукционе.

Если закон примут, перечень документов, которые предоставляются для участия в этих аукционах, дополнится документами, подтверждающими отсутствие у заявителя недоимки по налогам и сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджетную систему РФ.

К исключениям предлагают отнести суммы, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, которые реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по их уплате исполненной или которые признаны безнадёжными к взысканию.

Правительство РФ законопроект не поддержало: «Возложение на заявителей обязанностей, связанных с необходимостью предоставления дополнительных документов, на практике может стать излишним административным барьером для участия заявителей в аукционах».

Кроме того, это может привести к сокращению количества участников торгов и снижению уровня конкуренции на торгах, а в результате – к сокращению доходов соответствующих бюджетов, –отмечается в заключении правительства на законопроект.

Справедливость восторжествует

Группа депутатов Госдумы выступила с инициативой предоставить правительству РФ право устанавливать порядок определения платы за услуги ЖКХ в многоквартирных домах, оснащённых коллективными приборами, в случаях, когда индивидуальные приборы установлены не во всех квартирах.

Для этого планируется изменить статью 157 Жилищного кодекса.

Разработка законопроекта обусловлена постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 30-П. Данным решением были признаны неконституционными нормы закона, не позволяющие при расчёте платы за отопление учитывать показания индивидуальных счётчиков теплоэнергии в многоквартирном доме, где при вводе в эксплуатацию они были установлены наряду с общедомовым счётчиком, однако были демонтированы в отдельных помещениях.

Кто заплатит чужие долги

Центр стратегических разработок (ЦСР) предложил принять закон, который обяжет членов товариществ собственников жилья (ТСЖ) в многоквартирных домах оплачивать долги соседей за содержание общего имущества, а затем требовать от них возмещения через суд.

Удивительно, но в Госдуме серьёзно отнеслись к такой инициативе и поручили комитету по жилищной политике и ЖКХ запросить позицию правительства РФ о целесообразности введения подобной солидарной ответственности.

Правда, член комитета Госдумы по ЖКХ Дмитрий Ионин заявил, что предложенный экспертами ЦСР механизм распределения затрат на содержание общего имущества многоквартирного дома между членами ТСЖ идёт в разрез с положениями правовых норм, предусматривающих соразмерную с величиной доли ответственность собственников, а также ставит членов ТСЖ в дискриминационное положение по отношению к другим собственникам.

Очень умные билеты

Минтранс предложил внедрить на городском пассажирском транспорте новые возможности по оплате проезда.

Министерство разработало документ под названием «Стратегия развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ на период до 2030 года». В стратегии предлагается сделать упор на развитие «мультимодальных пассажирских транспортных систем», что позволит по одному билету ездить на всех видах общественного транспорта по мультимодальным тарифам, в том числе интегрированных с оплатой перехватывающих парковок. Система будет рассчитывать стоимость поездки по одному «умному» билету в зависимости от её продолжительности или дальности. Само собой, при этом будут учитываться количество пересадок и число видов транспорта.

Все новые тарифные планы должны стимулировать отказ от использования личного автотранспорта.