Одним из примеров того, чей образ может развиваться как в прямом, так и в обратном направлении по 4-м фазам развития образа Бодрийяра, по моему мнению, является конкурентное преимущество.
Сначала я хочу напомнить, что у слова преимущество два значения:
1. Качество, свойство, выгодно отличающее кого-либо, что-либо от других; перевес, превосходство над кем-либо, чем-либо.
2. Исключительное право на что-либо, привилегия.
И если прямой путь конкурентного преимущества - от фундаментальной реальности к симулякру - это чаще всего путь к потере реального конкурентного преимущества (и чаще всего это конкурентное преимущество во втором значении), то обратный путь - путь к его обретению и удержанию (в первом значении).
Что такое “обратный” путь образа конкурентного преимущества? Придумали то, чего нет и начали, имитируя его наличие, шаг за шагом его создавать. Чаще всего у бизнеса на начальных стадиях нет никакого реального конкурентного преимущества. Напоминаю на всякий случай, что стадии бизнеса слабо коррелируют его возрастом, как бы учредители “старых” компаний не пытались мысленно имитировать зрелость бизнеса. Когда же оно есть, то нужно очень стараться, чтобы не началось развитие его образа по модели Бодрийяра.
Если понимать, что на начальном этапе “конкурентное преимущество” - это придуманный миф, симулякр, то и “поиск” его и дальнейшие действия будут способствовать созданию, реализации этого конкурентного преимущества.
Сначала Рикардо ввёл термин “конкурентное сравнение” (для стран), потом Майкл Портер “научно обосновал” термин “конкурентное преимущество”.
Как вы могли заметить, я не согласен с Майклом Портером, что надо “выявлять конкурентные преимущества и недостатки в процессе сопоставления элементов деятельности участников рынка с элементами деятельности соперников. Чаще всего выявлять нечего, надо придумывать, проектировать и создавать.
На эту тему довольно часто проводятся стратегические сессии, и по моим наблюдениям, если вместо изобретения, люди занимаются выявлением конкурентных преимуществ, то такие сессии в лучшем случае бесполезны, а в худшем вредны, как любые процессы “притягивания за уши”.
P.S. Типичный пример результата “притягивания за уши”: “Наша команда - наше конкурентное преимущество!” Если ваш конкурент говорит это, порадуйтесь за него и за себя :-)